Новый выпуск рубрики «Искусство и наука: вместе к знаниям» посвящен известному современному музыковеду Евгению Владимировичу Герцману. За последние годы в фонд библиотеки поступило немало его научных трудов, поэтому хочется остановиться подробнее на творчестве ученого и познакомить с наиболее известными работами, которые он написал.

Евгений Владимирович Герцман (род. 1937) – известный российский музыковед, доктор искусствоведения, профессор, педагог. Предметом его исследований является античная и византийская музыка. В дореволюционной России и в Советском Союзе данная область музыкознания практически не изучалась, и поэтому научные открытия Евгения Герцмана в этой сфере имеют важное значение для развития отечественной музыкальной науки.
В отзыве на диссертацию известный деятель искусств Юрий Келдыш называл исследователя «первым высококвалифицированным музыковедом-византинистом», а доктор искусствоведения, профессор Юрий Тюлин отмечал, что «его знания стоят на высшем уровне достижений зарубежных ученых».
Евгений Герцман написал большое количество монографий и свыше 100 научных статей. Для их создания он изучил древнегреческий и латинский языки, использовал всевозможные источники, посвященные античной и византийской музыке.
Ему принадлежат переводы нескольких древних музыкально-теоретических сочинений на русский язык: «De institutione musica» Боэция, Κατατομὴ κανόνος Псевдо-Евклида, «De Musica» Кассиодора, фрагменты из трактата ᾿Ονομαστικόν Поллукса и так далее.gercman portret


Все они имеют большую историческую ценность. Например, значимость работы известного философа рубежа V-VI веков Аниция Манлия Торквата Северина Боэция «О музыкальном установлении» заключается в том, что автор собрал информацию о музыке из греческих и латинских источников, большинство из которых не сохранились до наших дней. И сейчас ученые располагают только теми сведениями, которые представлены в этом документе.
Книга была издана в 1995 году под названием «Музыкальная Боэциана» в серии «Основания христианской культуры». Как признавался исследователь в автобиографии, ее успех у современников вдохновил на дальнейшее изучение античной и византийской цивилизаций.
Среди достижений Евгений Герцмана отмечают его публикацию трактата известного церковного деятеля XVIII века архиепископа Евгения (Булгариса), посвященного музыкальному искусству. В отличие от издания XIX века нынешний текст снабжен квалифицированным переводом и комментарием.
Ценным вкладом ученого в отечественную науку стало и описание почти всех певческих греческих рукописей из собраний Санкт-Петербурга, которое является первым систематическим трудом по греческой музыкальной палеографии.
Всю свою жизнь Евгений Герцман посвятил науке. В 1962 году он окончил фортепианный факультет Одесской консерватории (класс профессора Людмилы Гинзбург). В студенчестве у будущего ученого зародился интерес к истории музыки. Тогда он решил исследовать конфликт между новыми творческими тенденциями и старыми художественными традициями. Для этого, по его мнению, необходимо было начать с изучения с древнейших эпох и постепенно дойти до современности. Особый интерес представляла музыка Древней Греции и Древнего Рима. Однако задуманное Евгений Герцман смог осуществить лишь через некоторое время. 
В 1970 году он завершил обучение на музыковедческом отделении Дальневосточного института искусств, где затем проработал несколько лет преподавателем истории русской музыки. Дипломная работа стала впоследствии фундаментом для его первой книги «Античное музыкальное мышление». На основе этой монографии в 1986 году была успешно защищена кандидатская диссертация. В ней, используя многочисленные древнегреческие и древнеримские трактаты, автор описал этапы становления античной музыкальной системы.
В 1983 году Евгений Герцман переехал в Санкт-Петербург, где живет и в настоящее время. Здесь он продолжил свои научные изыскания.gercman2

Так в 1986 году вышла в печать первая в Советском Союзе книга о византийской музыке «Византийское музыкознание». Через 30 лет она была переиздана в качестве учебника для вузов. В монографии исследователь подробно излагает особенности византийской теории музыки, приводит примеры основных типов нотации, раскрывает связь ранневизантийского музыкознания с более ранними античными теориями и влияние византийских музыкально-теоретических представлений на музыкальную науку Средневековья. Упоминаемая книга была использована в качестве диссертации на соискание степени доктора искусствоведения.
С 1991 года Евгений Герцман является ведущим научным сотрудником сектора музыки Российского института истории искусства, а с 1993 года ˗ профессором кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории и кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. На протяжении многих лет также работает в Институте музыки, театра и хореографии при РГПУ им. А. И. Герцена. Занимаясь преподавательской деятельностью, музыковед не оставил занятия наукой.
Будучи сотрудником Института истории искусств, он стал активно исследовать византийские источники, которые хранились в библиотеках и архивах Санкт-Петербурга. Ведь многие российские путешественники до революции 1917 года во время заграничных поездок стремились приобрести материалы, связанные с Византийской империей. Благодаря им в нашей стране оказались документы, отражающие жизнь Византии, в том числе и ее музыкальную сферу.
Одним из таких коллекционеров был епископ Русской православной церкви Порфирий Успенский ˗ епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии, востоковед, византолог, археолог и палеонтолог. Ему и его собранию рукописей Евгений Герцман посвятил монографию «В поисках песнопений Греческой церкви. Порфирий Успенский и его коллекция греческих музыкальных рукописей» (1997).
Как пишет автор в предисловии издания: «Настоящий небольшой очерк является первой попыткой осветить «музыкальный лик» столь многогранной фигуры, как Порфирий Успенский, его деятельность по изучению греческой церковной музыки. Однако осуществление такого замысла невозможно без обзора его музыкальной коллекции. Поэтому на страницах книги личность будет представлена на фоне коллекции, а коллекция – как отражение части духовного мира коллекционера».
Евгений Герцман не остановился на этом и продолжил свою работу по изучению византийских источников. Вскоре была опубликована монография «Петербургский теоретикон» (1994). Она посвящалась известному палеографу и знатоку греческих рукописей Борису Фонкичу, который внес большой вклад в создание данной книги.
Издание представляет собой публикацию, перевод и анализ текстов, освещающих теорию и историю византийской церковной музыки и развитие ее традиций в поствизантийские времена.
Монография была переведена на английский язык и получила широкое распространение в Западной Европе. Особый интерес она вызвала у отечественных музыковедов, изучавших древнерусскую музыкальную культуру.
Евгений Герцман писал и научно-популярные книги, которые могли бы заинтересовать не только исследователей, но и широкий круг читателей. Это «Музыка Древней Греции и Рима» (1995) и «Гимн у истоков Нового завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин» (1996). В 2006 году они были опубликованы в одном издании под общим названием «Языческие и христианские музыкальные древности».
Первая книга рассказывает о многочисленных музыкальных жанрах и инструментах, о творчестве выдающихся древнегреческих и древнеримских композиторов, о художественных конкурсах и музыке в античном театре.«Гимн у истоков Нового Завета» повествует о музыкальном быте Древней Иудеи, где зародилось христианство, о музыке, звучавшей в Иерусалиме.
Добавляя в текст общие исторические сведения и «литературные» фрагменты, автор знакомит с музыкальной жизнью в контексте эпохи, что делает чтение монографии еще более увлекательным.gercman1
Тематика исследований Евгения Герцмана разнообразна. В книге «Пифагорейское музыковедение. Начало древнегреческой науки о музыке» (2002) он отразил первые шаги европейского музыковедения.
Через некоторое время после ее издания ученый заинтересовался материалами, связанными с изобретением и использованием в античности популярного в Средние века музыкального инструмента – органа. В результате в свет вышла интересная брошюра «Античный орган» (2004).
Отдельные монографии посвящены истории и хронологии истории византийской музыки. Так в работе «Пропавшие столетия византийской музыки» (2001) автор приводит собственные оригинальные датировки некоторых певческих памятников.
Совместно с издательством РГПУ им. А. И. Герцена Евгений Герцман опубликовал ряд исследований в форме учебных пособий для студентов музыкальных вузов: «Из истории древней музыки» (2006), «Первый европейский учебник для музыкантов» (2019), «Уцелевшее письменное наследие античного инструментария (2020).
Ученый неоднократно принимал участие в формировании статей различных справочных изданий, среди которых «Музыкальная энциклопедия», «Музыкальный энциклопедический словарь», «Музыкальный Петербург», «Православная энциклопедия».
Итогом многолетнего исследовательского труда Евгения Герцмана стала «Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки» (2019). В предисловии автор рассказывает о том, что книга создавалась в качестве учебного пособия для студентов петербургских высших учебных заведений, в которых он читал лекции по истории античной и византийской музыки. Ее целью было помочь учащимся ознакомиться с основными достижениями древних музыкальных цивилизаций.
В написании статей принимали участие и ученики Евгения Герцмана. Работа над книгой велась на протяжении нескольких лет.
В результате в издании отразились важнейшие сведения по истории музыки греческого народа с древнейших времен до 1453 года, то есть за 22 столетия.
Энциклопедия включает в себя около 3000 статей, содержащих персоналии 662 композиторов и музыкантов-исполнителей, участников древних музыкальных соревнований и служителей языческих культов, поэтов, философов и эстетиков, историков и путешественников, отцов Церкви, гимнографов и церковных музыкантов.
Описываются научные, исторические и церковно-литургические памятники и их создатели, а также анонимные источники, с анализом содержащихся в них музыкально-исторических свидетельств.
В книге можно найти сведения о 44 древнеэллинских и византийских музыкальных инструментах, истории их создания и эволюции; транскрипцию всех сохранившихся 38 памятников античной музыки и певческого репертуара важнейших служб Византийской Церкви; объяснение разнообразных положений древнеэллинской и византийской теории музыки; описания вокальных и инструментальных жанров античной музыки.
Представленный материал основан на свидетельствах античных и средневековых источников (как на языке подлинника, так и в переводе), некоторые из которых до сих пор находятся в рукописях, хранящихся в библиотеках Афин, Афонских монастырей, Кипра и Санкт-Петербурга. Все это придает «Энциклопедии» еще большую научную ценность.
Одним из последних изданий является двухтомник «Следы встречи двух цивилизаций» (2020), посвященный периоду перехода от античной музыкальной культуры к средневековой византийской. В его основу легли малоизвестные трактаты «Святоградец» и «Искусство музыки». Их ценность для исследования заключалась в том, что они были написаны именно в переходное время (закат Античности – начало Средневековья), что и заинтересовало автора.
В издании представлена история изучения этих уникальных памятников, в котором принимали участие музыковеды и филологи разных европейских стран, а также анализ и перевод на русский язык самих текстов.
В результате ученому удалось выявить основные тенденции музыкознания того исторического периода. Главным выводом, по его мнению, стало тот факт, что «на протяжении достаточно длительного времени, почти в шесть столетий, византийцы с успехом пользовались «языческой нотацией», то есть нотацией, созданной в античные времена».
По своему содержанию книга рассчитана не только на музыковедов и историков музыки, но и на тех, кто интересуется историей искусств.
Мы назвали далеко не все труды Евгения Герцмана. О них можно прочитать в его автобиографии «62 года служения отечественной музыкальной науке и педагогике», на которую хочется обратить особое внимание.
Ведь в ней исследователь знакомит читателей со своим непростым жизненном пути и научно-педагогической деятельностью, вспоминает наиболее значимые события, предопределившие судьбу. Он останавливается подробнее на отдельных трудах, повествует об истории их создания и значении для развития российского музыкознания. Эта книга позволяет составить целостное впечатление о наследии Евгения Герцмана.
Кроме того, музыковед рассказывает о процессе становления музыкального антиковедения в нашей стране, обращая внимание и на опыт прошлых лет, и на новую научную методику анализа античных источников. Тем самым эта книга будет интересна всем, кто увлекается историей музыки.
Более подробно о научных интересах Евгения Герцмана читайте в изданиях, которые находятся в фонде библиотеки.

Информация подготовлена по материалам книги Евгения Герцмана «62 года служения отечественной музыкальной науке и педагогике» и открытых интернет-источников.

Елизавета Волкова, главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству

Библиография

Книги

  1. Герцман, Евгений Владимирович. 62 года служения отечественной музыкальной науке и педагогике / Е. В. Герцман. - Санкт-Петербург : Квадривиум, 2020. - 269, [1] с. : ил., портр., табл. ; 21. - (Legenda Legantur).
  2. Герцман, Евгений Владимирович. Античная музыкальная педагогика : учеб. пособие для ун-тов, гуманит. и пед. вузов по дисциплинам "Мировая худож. культура" и "Искусство Древнего мира". - СПб. : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1996. - 96 с. - (Библиотека гуманитарного ун-та / Санкт-Петербург. гуманит. ун-т профсоюзов ; 4). - Имен. указ.: с. 92-94.
  3. Герцман, Евгений Владимирович. Античное музыкальное мышление : исследование / Е. Герцман. - Л. : Музыка, 1986. - 223, [1] с., [8] л. ил. : ил., нот. ил.
  4. Герцман, Евгений Владимирович. В поисках песнопений греческой церкви: Преосвященный Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. - СПб. : Алетейя, 1996. - 228 с., 70 л. ил. - (Византийская библиотека). - Указ.: с. 219-227.
  5. Герцман, Евгений Владимирович. Византийское музыкознание. – Ленинград : Музыка, 1988. - 254, [2] с. : нот. ил.
  6. Герцман, Евгений Владимирович. Гимн у истоков Нового Завета : Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. - М. : Музыка, 1996. - 286, [2] с. : нот. - Указ. имен: с. 272-287.
  7. Герцман, Евгений Владимирович. Музыка Древней Греции и Рима. - СПб. : Алетейя, 1995. - 334 с., [8] л. ил. - (Античная библиотека). - Библиогр.: с. 328-334.
  8. Герцман, Евгений Владимирович. Музыкальная Боэциана. - СПб. : Глаголъ, 1995. - 479 с. : ил. - (Основания христианской культуры). - Имен. указ.: с. 465-470. - Терминол. указ.: с. 471-477.
  9. Герцман, Евгений Владимирович. Следы встречи двух музыкальных цивилизаций : в 2 томах. Т. 1 / Е. В. Герцман ; [ред. пер. с древнегреч. и лат. яз. М. Г. Ермакова]. - Санкт-Петербург : Издательский дом "Мiръ", 2020. - 446, [1] с. : ил., ноты, факс. ; 23. - (Studium monumentorum antiquae scientiae de musica). - Библиогр. в подстроч. примеч.
  10. Герцман, Евгений Владимирович. Следы встречи двух музыкальных цивилизаций : в 2 томах. Т. 2 / Е. В. Герцман ; [ред. пер. с древнегреч. и лат. яз. М. Г. Ермакова]. - Санкт-Петербург : Издательский дом "Мiръ", 2020. - 765, [1] с. : ил., табл., ноты, факс. ; 23. - (Studium monumentorum antiquae scientiae de musica). - Библиогр.: с. 726-734 и в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 735-761. - Слов. "Святоградца": с. 675-685. - Слов. трактата анонимов: с. 719-725.
  11. Герцман, Евгений Владимирович. Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки. Т. 1 : А - И / Герцман Евгений Владимирович; Российский институт истории искусств. - Санкт-Петербург : Квадривиум, 2019. - 1071 с. : ил., табл., нот. ; 25. - (Проект Вячеслава Заренкова "Созидающий мир").
  12. Герцман, Евгений Владимирович. Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки. Т. 2 : К - П / Герцман Евгений Владимирович; Российский институт истории искусств. - Санкт-Петербург : Квадривиум, 2019. - 1134 с. : ил., табл., нот. ; 25. - (Проект Вячеслава Заренкова "Созидающий мир") (Legenda Legantur. Seria Hellenica). - Библиография в конце ст.
  13. Герцман, Евгений Владимирович. Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки. Т. 3 : Р - Я / Герцман Евгений Владимирович; Российский институт истории искусств. - Санкт-Петербург : Квадривиум, 2019. - 810 с. : ил., табл., нот. ; 25. - (Проект Вячеслава Заренкова "Созидающий мир") (Legenda Legantur. Seria Hellenica). - Библиография в тексте.
  14. Герцман, Евгений Владимирович. Языческие и христианские музыкальные древности = Pagan and Christian Musical Antiquities. - СПб. : Лебедушка, 2006. - 653 с., [12] л. ил. ; 23 см. - Библиогр.: с. 637-650.

Статьи

Герцман Е.В. О византийском в истоках древнерусской музыки / Герцман Е.В. // Мир гуманитарной культуры академика Д.С.Лихачева. Международные лихачевские научные чтения . - Санкт-Петербург, 2001. - С. 121-122. - Об истоках древнерусской музыки.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель, редакция При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество