В год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России мы решили посвятить выпуск рубрики «Искусство и наука: вместе к знаниям» творческому наследию Николая Николаевича Соболева. Именно его называют одним из «отцов» науки о декоративно-прикладном и народном искусстве в нашей стране.
Николай Николаевич Соболев (1874-1966) – известный советский ученый, педагог, художник, общественный деятель. Автор первых монографий, посвященных разным видам декоративно-прикладного творчества: резьбе по дереву, набивке на холсте, литью из чугуна, чеканке металлов.
Доктор искусствоведения (1934), профессор (1934), Заслуженный деятель науки РСФСР (1945), лауреат Государственной премии РСФСР (1958). Создатель и первый заведующий кафедрой истории художественно-графического факультета МГПИ (1941-1946) и кафедрой истории искусств МГХПА им. С. Г. Строганова (1945-1964). Организатор Музея тканей Московского текстильного института, собиратель фондов Музея архитектуры им. Щусева.
Практически вся долгая жизнь Николая Соболева была тесно связана со Строгановским училищем. Именно здесь он получил свое первое образование (1889-1893). Профессиональный выбор не был случайным, так как исследователь происходил из купеческого рода. Как известно, московское купечество «издавна являлось социальной базой художественной промышленности России». После окончания училища Николай Соболев поступил в рисовальную мастерскую Каплэна, из которой перешел на Трехгорную Мануфактуру в качестве художника (составителя узоров на различные виды тканей).
С 1896 по 1917 год преподавал в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище. Одновременно окончил археологическое отделение Московского археологического института, где успешно защитил диссертацию на тему «Русская ручная набойка» (1910). До 1930 года был профессором текстильного факультета, созданного на базе Строгановского училища ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Затем перешел в Московский текстильный институт, где преподавал весь довоенный период. После воссоздания в 1945 году Строгановки Николай Соболев продолжил свою педагогическую деятельность в Московском высшем художественно-промышленном училище, где в течение 20 лет возглавлял кафедру истории искусства.
Современники отмечали, что палитра его интересов и дарований была очень широкой и многообразной. Можно сказать, что Николай Соболев занимался практически всем: исследовательской работой, педагогикой, живописью, фотографией, музейным делом, охраной памятников русской культуры.
Ему удивительным образом удавалось плодотворно совмещать науку и практику, художественное творчество и умение обучать. Страсть к познанию и любовь к искусству у Николая Соболева органично соединялись с ясностью и рациональностью педагогических основ, а организаторские способности в самых различных областях были выдающимися. Он практически никогда не занимался чем-то одним, всегда совмещал самые разнообразные сферы деятельности, перечисление которых здесь займет несколько страниц. Мы же остановимся подробнее на его вкладе в отечественное искусствознание.
Николай Соболев оставил после себя огромное научное наследие, которое насчитывает 126 работ. Многие из них стали хрестоматийными трудами в области архитектуры, изобразительного и прикладного искусства. По мнению исследователей, все они свидетельствуют о широком диапазоне интересов знаний, научной эрудиции автора, безграничном интересе ко многим областям художественного творчества. К сожалению, некоторые работы не были изданы, а часть из них дошла до наших дней лишь в рукописях.
Николай Соболев являлся автором ряда статей, посвященных древнерусскому искусству: «Русский зодчий XV века Василий Ермолин», «Резные изображения в московских церквях». Они были опубликованы в сборниках «Старая Москва» перед Первой мировой войной.
В изданиях Трудов комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества можно найти его работы по исследованию церкви преподобной Марии Египетской в московском Сретенском монастыре; погоста Бельково; села Благовещения, близ Троицкой Лавры. Особую ценность этим статьям придает наличие фотографий, которые автор делал сам. В настоящее время они являются уникальным изобразительным материалом, который активно используется современными учеными.
Первая монография Николая Соболева «Набойка в России и способ работы», посвященная художественному текстилю, была опубликована в 1912 году. В ней рассматривается история набивного дела вплоть до начала XX века, приводятся интересные факты из жизни мастеров, цены. Текст сопровождается большим количеством черно-белых и цветных иллюстраций – прорисями набивных досок, фотографиями процесса изготовления тканей.
Автор также знакомит с наиболее запоминающимися творениями мастеров-набойщиков из собраний Исторического музея, Художественно-промышленного музея Императора Александра II, Оружейной палаты, Смоленского музея княгини Тенишевой, Московского архива Министерства юстиции. Результатом обобщения тридцатилетних исследований текстильного орнамента и педагогической работы во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе и Московском текстильном институте стал труд «Очерки по истории украшения тканей» (1934).
В 1935 году была напечатана книга «Русская народная резьба». В ней отразились сведения и иллюстрации о деревянной резьбе в архитектуре, оборудовании интерьеров, мебели, осветительной арматуре, домашней и церковной утвари, скульптуре, иконостасах, каретах.
Одной из самых известных работ Николая Соболева является научный труд «Стили в мебели» (1939). Эта книга стала настольной для проектировщиков мебели, архитекторов, искусствоведов, а в 1940-1960-е годы и для студентов Строгановки, так как в то время она была единственной монографией на русском языке, посвященной истории мировой мебели от Древнего Египта и до ампира включительно. Более подробно автор останавливается на романском стиле, который преобладал в Западной Европе в IX-XIII веках. Ведь именно в ту эпоху особо ярко в мебели выявлялось народное творчество. Несколько глав рассказывают об истории русской мебели.
Книга написана занимательным и доступным языком. Благодаря увлекательной манере повествования и богатому иллюстративному материалу она остается до сих пор интересной как для профессионалов, так и для широкого круга читателей.
В 1951 году вышла в свет последняя крупная монография Николая Соболева «Чугунное литье в архитектуре», которая была удостоена Государственной премии РСФСР в области литературы и искусства. Эта книга еще раз показывает разнообразие научных интересов автора.
В 1962 году исследователь написал немало учебных пособий по средневековому романскому и готическому искусству и английской художественной промышленности для студентов МВХПУ. В его многочисленных статьях затрагивались самые разнообразные вопросы. Они касались архитектуры и градостроительства Древнего Рима и античной Греции, интерьеров и прикладного искусства в архитектуре Итальянского Возрождения до русских зодчих XV века, народного искусства России, художественных промыслов СССР.
Современники давали высокую оценку научному наследию Николая Соболева. В ходатайстве о присуждении ему почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР можно прочитать о том, что прежде «не было исследований в области декоративно-прикладного искусства и конкретно по исконным видам творчества русских мастеров и мастериц – резьбе по дереву, набивке на холсте, в литье из чугуна, в чеканке металлов, в производстве эмалей и так далее». Именно он является «основоположником в создании новой истории и теории художественно-декоративного, прикладного и промышленного искусства».
Как пишут исследователи творчества Николая Соболева, его научные труды не теряют актуальности и в настоящее время. Об этом свидетельствуют переиздания некоторых книг автора: «Стили в мебели» (1998) и «Русская народная резьба по дереву» (2000). Обширный, прекрасно структурированный материал, хорошее знание технологии, увлекательное описание делают работы Николая Соболева ценными и для современных ученых.
В фонде библиотеки находится очень интересная книга, в которой впервые воссоздан целостный творческий портрет исследователя. Это альбом-монография «Николай Николаевич Соболев – ученый, художник, педагог» (2020). По замыслу авторов, издание является символом признания того огромного вклада, который ученый внес в развитие отечественной науки и культуры.
Книга состоит из нескольких частей. Первый раздел включает биографические очерки о жизни и творчестве Николая Соболева, мемуары его дочери и воспоминания учеников. Тексты статей сопровождаются большим количеством редких фотографий, многие из которых опубликованы впервые.
Следующая часть знакомит читателей с наиболее известными живописными и графическими работами Николая Соболева из собрания музея МГХПА им. С. Г. Строганова. Ведь исследователь был и замечательным художником-акварелистом, принимал участие в передвижнических выставках. Как пишет Елена Докучаева, автор одной из статей данного сборника, «его призрачные, написанные в классической технике работы, наполнены мягким светом, сложными, струящимися переливами цвета».
В издании избирательно представлено научное наследие деятеля культуры: автобиография, ранние и зрелые публикации о декоративно-прикладном и народном искусстве. Это и уже упоминаемая статья «Русский зодчий XV века Василий Дмитриевич Ермолин», и материалы о резных изображениях в московских церквях, русской народной мебели и другие.
Завершают книгу современные исследования декоративного искусства в сфере научной тематики Николая Соболева. Они были впервые представлены на конференции памяти ученого, проходившей в МГХПА им. С.Г. Строганова в 2009 году. К выходу данного сборника авторы специально их переработали и обновили. Желающие имеют возможность ознакомиться с такими статьями, как «Художественные ткани из собрания Н.Н. Соболева» (Е. Полякова), «Чугунные вазы русского ампира из фотоархива Н.Н. Соболева» (Н. Красносельская), «Музей Строгановского училища и его значение в развитии художественно-промышленного образования» (М. Зиновьева) и так далее.
Таким образом, книга раскрывает все грани таланта этого удивительно одаренного и широко образованного человека эпохи отечественной культуры, которая оказалась в водовороте сложного XX века.
В заключение хочется привести слова одного из составителей коллективной монографии Елены Докучаевой: «Кажется, что все, чем бы он ни занимался, несет на себе печать особой основательности, прочности и одновременно кристальной чистоты, художественной правды, сродни народному искусству, которое он любил и прекрасно знал».
Более подробно о деятельности Николая Соболева читайте в книгах, которые находятся в фонде библиотеки.
Информация подготовлена по материалам коллективной монографии «Николай Николаевич Соболев – ученый, художник, педагог».
Елизавета Волкова, главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству.
Библиография
Книги
1. Соболев, Николай Николаевич. Набойка в России : История и способ работы / Соболев Николай Николаевич. - Москва : Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1912. - 107 с., 4 л. ил. : ил.
2. Соболев, Николай Николаевич. Русская народная резьба по дереву / Соболев Николай Николаевич ; под ред. А. В. Луначарского и А. М. Эфрона. - Москва : Сварог и К, 2000. - 489 с.: ил.
3. Соболев, Николай Николаевич. Русский орнамент : камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка / Н. Н. Соболев. - М. : Государственное архитектурное издательство, 1948. - 174 с. ил. с текстом, 6 л. ил.; 29 см.
4. Соболев, Николай Николаевич. Стили в мебели : с 242 ил. / Н. Н. Соболев. - М. : Сварог и К, 2000. - 348 с.: ил.
5. Соболев, Николай Николаевич. Чугунное литье в русской архитектуре / Соболев Николай Николаевич. - 1951. - 206 с., 1 л. ил. : ил.; 29 см. - (Художественные изделия в архитектуре).
6. Николай Николаевич Соболев - ученый, художник, педагог : страницы истории Строгановской школы - к 200-летию МГХПА : [коллективная монография : сборник / Соболев Николай Николаевич, Майстровская Мария Терентьевна, Лаврентьев Александр Николаевич ; Российский фонд культуры, Министерство культуры Российской Федерации ; составители: Мария Терентьевна Майстровская и др. ; научный редактор: А.Н. Лаврентьев]. - Москва : Жизнь и мысль, 2020. - 383 с. : ил., цв. ил., портр., факс. ; 30. - (Национальные проекты России. Культура).
Статьи
Сазиков, А. В. Николай Николаевич Соболев - ученый, художник, педагог / А. В. Сазиков ; А. В. Сазиков // Читаем вместе. - 2020. - № 12. - С. 28-29.