28 февраля сотрудники отдела литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки организовали выездную выставку в актовом зале пенсионного фонда Пскова.
Выставка литературы «Мир русской иконы» сопровождала лекцию псковкого искусствоведа Тамары Шулаковой в рамках проекта «Искусствоведческие вечера».
28 февраля сотрудники отдела литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки организовали выездную выставку в актовом зале пенсионного фонда Пскова. Выставка литературы «Мир русской иконы» сопровождала лекцию искусствоведа Тамары Шулаковой в рамках проекта «Искусствоведческие вечера».
На выставке были представлены издания из фонда Псковской областной универсальной научной библиотеки, которые содержат уникальный материал по иконографии, знание которого научит «прочитывать» иконы и постигать тайное значение, скрытое в них; книги и альбомы, знакомящие с историей различных школ иконописи и коллекциями икон музеев России «Мир русской иконы»
Вниманию собравшихся были представлены издания, которые содержат уникальный материал по иконографии, знание которого научит «прочитывать» иконы и постигать тайное значение, скрытое в них; книги и альбомы, знакомящие с историей различных школ иконописи и коллекциями икон музеев России.
В книге «Иконы России» собраны классические работы об иконописи и иконах величайших русских мыслителей и исследователей христианской культуры и древнерусского искусства: Евгения Трубецкого, Сергея Булгакова, Николая Покровского и других. Их сочинения дают целостное художественное, историческое и религиозное истолкование древнерусской иконы. Из них читатели могут прочитать, как создавались иконы и как понимать их символический язык, какое место они занимали в жизни русского человека, какие поверья и обычаи связаны с ними.
Академик Российской академии художеств Юрий Бобров в монографии «Основы иконографии древнерусской живописи» детально излагает систему живописного оформления православного храма, основные сюжетные циклы и варианты их изобразительной интерпретации в древнерусской живописи. Некоторые главы ученый посвящает происхождению и эволюции форм русского высокого иконостаса, сюжетам страстного цикла, персональным изображениям Иисуса Христа и Богоматери.
Отдельные исследования, представленные на выставке, посвящены выдающимся мастерам икон и фресок – Феофану Греку и Андрею Рублеву, чьи произведения занимают особое место как в русской, так и зарубежной культуре. На выставке были представлены альбомы репродукций их шедевров, материалы, повествующие об творческих периодах художников и раскрывающие их неоценимое значение в истории иконописи.
Часть экспозиции посвящена псковской иконе, которая обладает рядом особенностей и своей поэтикой. Она значительно отличается от иконописи Великого Новгорода и среднерусских земель, что позволяет исследователям говорить о псковской художественной традиции. О ней подробно рассказывает искусствовед, художник-реставратор Владимир Сарабьянов в сборнике статей «Псков в российской и европейской истории», анализируя уникальные фрески собора Преображения Господня Мирожского монастыря и живопись Снетогорского монастыря.
Нельзя не обратить внимания на уникальный научный труд этого автора «Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря». Книга является попыткой интерпретации данных, полученных в ходе реставрационных исследований стенописи и архитектуры Спасского собора, ведущихся с 1990-х годов. Владимир Сарабьянов рассказывает об архитектуре и истории собора, раскрывает иконографическую программу росписей и предоставляет их схемы, анализирует художественные особенности фресок. Издание снабжено богатым иллюстративным материалом, что позволят детально рассмотреть изображения и прикоснуться к великому искусству.
Из этих книг читатели также узнают об истории развития псковской иконописи, иконографии, о стилистических особенностях наиболее известных икон.
Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству
Елизавета Волкова, главный библиограф