Продолжаем рубрику «Зацепило». Она посвящена всему, что не оставляет равнодушным - интересным книгам, проектам, событиям, легендарным личностям. Стать автором может каждый. Присылайте свои идеи и материалы по адресу pressa@pskovlib.ru.
Зачем существует культура? Мнение. Нина Яковлева, руководитель Регионального центра чтения Псковской областной универсальной научной библиотеки
Есть ли ответ на этот вопрос?! Пожалуй, логично свести к основному вопросу метафизики – вопросу о первоначале мира. То явление, которое диктует нам смысл земного существования человека.
Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Николай Гумилёв
Человек не рождается для зла, - Бог не хочет этого. Человеку дана свобода, а как он ею распоряжается, - вот вопрос. Порой по воле одного жизнь миллионов уходит в чужое русло, и проживается совсем другая жизнь. Об этом Анна Ахматова сформулировала: «Меня, как реку, / Суровая эпоха повернула. / Мне подменили жизнь. В другое русло, / Мимо другого потекла она, / И я своих не знаю берегов».
Говоря о творческом начале, заложенном в человеке, мы предполагаем гармоническое развитие личности. Творчество, как единица нераздельная, вмещает в себя Любовь и Долг, являя Божие благословение.
Где живёт творчество? И как рождается то, что составляет мировую художественную культуру? Насколько творчество беззащитно, и может ли творческий человек постоять за себя?
Обозначая эти вопросы, мы пробуем отвечать на них своими литературно-художественными программами. В искусстве есть темы, знания которых - лицо и суть любого интеллектуально мыслящего человека. Отработав энное количество лет в библиотеке, отчётливо осознаёшь её просветительское назначение. Как не вспомнить Хорхе Луис Борхеса: «…рай должен быть чем-то вроде библиотеки».
Даже мимолётная информация побуждает к самообразованию и выявлению творческого потенциала. Как замечательно из культурологического факта создать интеллектуальное событие, применяя концептуальный подход в раскрытии темы. Ключевое слово сценарного проекта – метафора. Она даёт перекрестье фабул, и создаёт целостный сюжет: литературные тексты могут интерпретировать живописное произведение, музыка передаёт поэзию звуками.
Например, органично взаимодействуют Серебряный век и Клод Дебюсси. Вобравший в себя прелюдии романтизма, мгновения импрессионизма, мятущегося экспрессионизма, захваченный музыкой Модеста Мусоргского и Петра Чайковского, композитор отразил в своем творчестве дух эпохи, со всеми ее достоинствами и пороками.
Дмитрий Шостакович в Седьмой симфонии и Анна Ахматова в «Реквием» раскрыли трагедию не только советской страны, но тоталитаризма, как явления в целом.
Из кинообразов Андрея Тарковского рождалось художественное мироощущение, где не может быть конъюнктуры, идеологической скуки, творческого предательства. Фильмы Тарковского как распахнутая книга, ждущая своих читателей. Все кадры осмыслены, с эстетическим гурманством прочитываешь их метафоры, символы. Тарковский часто использует природные стихии, как символические образы, тем самым подчёркивая высокое назначение слова.
Микеланджело статус гения получил от Бога, творил на земле шедевры, выполняя заказы Ватикана, но всегда отстаивал привилегию творческой личности, - «писать о том, о чём не спится по ночам». Только художник (литератор, живописец, музыкант) вправе решать, каким должно быть его произведение. Поэтому, например, Солженицын, Бродский ets. это эпоха, а Брежнев Л.И. – государственный деятель их эпохи. Неправая сила боится именно Слова, которое Художник получает от Всевышнего, потому Слово (читай – Творение) живёт в веках, преобразуя мысль в творчество.
В первые десятилетия XX века Игорь Северянин написал горько-правдивые строчки:
Правительство, когда не чтит поэта
Великого, не чтит себя само
И на себя накладывает veto
К признанию, и срамное клеймо.
Искусство призвано отвечать на важные вопросы - в чем смысл бытия человека на земле и в чем смысл бытия человека в данную эпоху. «Вульгарность человеческого сердца и воображения» способно приспосабливаться в культурной среде, насаждая вульгарный популизм в сфере искусства. Об этом предупреждал Иосиф Бродский. На все времена актуально замечание Дмитрия Лихачёва: «Если у нации отсутствует культура, существование нации бессмысленно».
Когда мы перестаем замечать классику, тогда она сама властно заявляет о себе: звуками, образами в словах и красках. Каждое художественное явление запечатлевает в себе время, и, что самое удивительное!, умеет распечатываться по прошествии лет.
Так зачем существует культура?
Ответ Художника Слова: «Чтобы сам уцелел и другим помог уцелеть. Как вид» (Михаил Гаспаров).