В выставочном пространстве Псковской областной научной библиотеки (фойе 3 этажа) открылась выставка художницы, керамистки из Пушкинских Гор Ольги Борисовны Тихоновой.
Представленные работы – акварели, керамика и книжные издания с иллюстрациями художницы.
Все творчество Ольги Борисовны в разные периоды ее жизни так или иначе связано с любимым Пушкиногорьем.
«Акварель – Мир, рожденный из света и воды, управляемый волшебной палочкой кисти… «Глина, а после обжига терракота – образы в объеме, рожденные фантазией и творческим замыслом художника. Всё это - сотворчество с Природой, непосредственное сопричастие и соприкосновение с Её стихиями, ветром, солнцем, дождем…
Неслучайна и работа с глиной, где развитие формы получает продолжение в более плотной пластике, внеся образы в наше пространство уже почти навечно... С помощью керамики наш мир становится знакомым отдаленным потомкам». – О. Б.Тихонова.
Ольга Борисовна Тихонова в 1981 году закончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной (теперь - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), отделение «Керамика и художественное стекло».
Писать пейзажи Псковщины и Пушкиногорья она стала в начале 1990 – х гг. Позднее, к 2002 году, она переехала на постоянное жительство в Псков, затем – в Пушкинские Горы.
Ольга Борисовна рассказывает о своем творчестве : «Однажды сидела я с этюдником на крутом склоне Савкиной горки, и тут пришла идея ее пластического решения: если сложить лист бумаги, то получится две плоскости – вертикальная и горизонтальная. Так называемый блин из глины лучше подходит для этой цели. Вдавила снизу, образовалась выпуклая горка; изогнула, сложила и завернула края. Сверху прилепила домик. Когда изделие высохло и подверглось обжигу, нарисовала небо, зеленые деревья, дорожку, пятнышки цветов. И другие поделки – озеро с мостиком и «Остров уединенный», и горку со скамеечкой – все делаем подобным образом. Получился такой маленький мир – силуэты деревьев, сквозь которое светит закатное солнышко, утренняя заря, вода с нарисованными волнами – как на декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Родилась форма, как морская раковина, которую прикладывают к уху, чтобы услышать море. Можно ее поставить на полочку дома и вспомнить о стране Лукоморье. В ней заложена информация, подобно домику улитки, ползающей иногда и по песчаным дорожкам Михайловского парка.
Там, где р.Сороть делает неповторимый изгиб своей голубой ленты, подобно восьмиобразной ленте Мебиуса, о безконечности Вселенной, о взаимоотношении пространства и времени в человеческом разуме, размышлял Александр Сергеевич Пушкин, сидя на тригорской скамье под деревом, когда вложил холодный свой рассудок в образ Евгения Онегина, в свою горячую влюбленную душу и образ Татьяны – нежную, божественную, не принятую внешним миром, отвергнутую разумом.
Так родилась Татьяна под сенью Тригорского парка, и так родилась моя горка. И это стало главной причиной дальнейшего развития концепции.
Изысканные и хрупкие салонные работы часто становятся достоянием музея-заповедника. А моя акварель требует перехода в пластическое решение. Я хочу воссоздать народный промысел глиняной игрушки. Работа с местной красной глиной дает богатые возможности для эксперимента. Цельность в простоте, она всегда отличала крестьянское искусство. Применение гипса для форм позволяет отказаться от монотонной и монолитной лепки и гончарного круга, делая ось вращения условной. Держащей силой становится внешняя поверхность, как у матрешки, «полная внутри». «Татьяна», отлитая в единую форму, выражает неповторимую душу дворянского благочестия того времени …
Изменчивые, как текущее время, легкие и прозрачные формы развиваются, уплотняясь с приближением. Сохраняя фарфоровый свет белой бумаги покровы наслаиваются и приобретают контуры, преображая невидимое в видимое, материальное.
Мгновенное, непостоянное существование, оно динамично меняется, как времена года – весна и осень, рассвет и закат.., и всегда несет восторг праздника, за кадром которого всегда необходима вдумчивая серьезность творца.»
Её работы вдохновляют и призывают к посещению Пушкинского заповедника и, вообще, Пушкинских мест России. От них веет лирикой пространства природы, духовным и творческим вдохновением.
Благодаря многим из них, синтезируя их в единое целое Мира Художника, создается радость восприятия личности человека, чем каждый человек и ценен в этом существующем мире, ценна его индивидуальность и неповторимость.
Желаем Вам, посещающим нашу выставку, открыть для себя новую планету и новый мир Пушкина!
И обязательно вооружиться желанием посетить Пушкинские Святые места Псковщины!
Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству