Виктор Яковлев, актер Псковского академического театра им. А.С.Пушкина, заслуженный артист России:
В юбилейном 2014 году, когда мировая культура отмечала 450-летие со Дня рождения Уильяма Шекспира, и множество театров вновь и вновь обращались к творчеству величайшего из драматургов, мне довелось поучаствовать в уникальном международном интернет-проекте – аудиоспектакле по сонетам Шекспира «В сердцах, исполненных любви…».
Я не хочу хвалить любовь мою, -
Я никому ее не продаю!
Шекспир, Сонет 21
К Шекспиру в любом театре отношение особое. Как правило, театр обращается к гению, когда чувствует себя творчески зрелым, способным вести диалог со зрителем без скидок на взаимное недоверие и без страха быть непонятым. В первые мои годы работы в Пскове здесь шли «Гамлет», «Виндзорские насмешницы». Потом, после долгого перерыва, в 1997, был этапный для Псковского театра «Король Лир» с Юрием Новохижиным в главной роли, мне там досталась тоже замечательная роль – королевского Шута. «Лира» мы играли в Петербурге, потом в Германии, Голландии. Интересной и зрелищной получилась версия «Короля Лира», сыгранная под открытым небом у Гремячьей башни на высоком берегу Псковы. «Двенадцатая ночь» в 2004 г. (там я играл герцога Орсино) была последним обращением театра к Шекспиру. «Виндзорские насмешницы» поставил Валерий Бухарин, остальные – Вадим Радун. Доведется ли еще встретиться с шекспировскими персонажами – Бог весть…
Виктор Яковлев у театра «Глобус» в Лондоне
Для меня открытие Шекспира продолжается с того дня, когда еще в юности был поражен Гамлетом, сыгранным Смоктуновским в знаменитом фильме Григория Козинцева. А уж театральных впечатлений не счесть! Из самых сильных «Генрих IV» Товстоногова в БДТ, «Антоний и Клеопатра» в Вахтанговском с Михаилом Ульяновым, «Ромео и Джульетта» в постановке Анатолия Эфроса. Сюда же можно отнести и «Макбета», увиденного в Шекспировском «Глобусе» в Лондоне, о чем и поведал тогда же в Актерском дневнике «В гостях у Шекспира».
Что гения делает гением? Или, проще сказать, что отличает классика от писателя-однодневки, который сегодня есть, а завтра забыт? Прежде всего, способность пристегнуть сегодняшний понедельник к вечности, увидеть непреходящее в преходящем, поставить вопрос так, что он становится вопросом вопросов. Гамлетовское «Быть или не быть» не сходит с мировых сцен уже пятый век.
Существует сравнение, что «Гамлет» ― это зеркало, стоящее у большой дороги: мимо проходят века и поколения, и каждый видит в нём себя. Но это относится ко всем произведениям гения, даже к такой малой форме как сонет. Более того, во времена Шекспира к сонетам относились как к серьезной литературе, - в отличие от пьес, которые были ничем иным, как руководством к сценическому действию, предназначенному, так сказать, для служебного пользования. За ними охотились агенты других театров, их воровали… Но это уже другая история.
Сонетов у Шекспира 154, и все вместе они, по сути, ни что иное, как трактат о любви. Они разные – в них печаль и радость, страдание и нежность, разлука и предчувствие встречи. Но есть сонет особый – 66-й, самый, пожалуй, знаменитый из всех. У сонета 66 есть даже свой сайт. И в самом деле, есть в нем нечто необъяснимо магнетическое. Должен признаться, я и сам вспоминаю его постоянно, и в последние времена всё чаще.
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой…
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока…
Ни дать, ни взять – портрет нашего времени! Но главное, ради чего длится всё это отчаянно-печальное перечисление, заключено в последних двух строках:
Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!
То есть – любовь! Как первопричина всего и, по сути, единственное основание жизни. Та самая, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, не бесчинствует, не ищет своего…» И еще у него же: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто».
Послушайте несколько записей сонетов Шекспира и вас удивит, как поразительно близки они XXI веку.
Виктор Яковлев, актер Псковского академического театра им. А.С.Пушкина, заслуженный артист России