Для того, чтобы оказаться в прошлом, не обязательно изобретать машину времени. Достаточно печати. Точнее «Печати времени». Именно так называется постоянная рубрика, в которой мы рассказываем об истории псковских периодических изданий, находящихся в фонде электронной библиотеки «Псковиана». Сегодня продолжим читать газету «Псковский колхозник» довоенного времени.
Главная новость месяца - завершена оцифровка газеты «Псковский набат» от 23 февраля 1921 года. В ней всего 4 полосы и более тридцати материалов, освещающих разные стороны жизни.
Редакция поздравляет псковичей с 3-й годовщиной Красной армии, рассказывает об успехах в дорожном строительстве и сельском хозяйстве, о предстоящих выборах в горсовет, о проблемах «загнивающего капитализма» в европейских странах, передает вести с полей…В общем почти ничего особенного, за исключением того, что этот номер столетней давности. Современные технологии, которые используются в Псковской областной универсальной библиотеке, позволяют сохранить живую историю Пскова и Псковской области, которой нет ни в одном учебнике.
Так же благодаря специалистам Центра оцифровки мы имеем уникальную возможность узнать, о чем ровно 90 лет назад, в феврале 1931 года, писала преемница «Псковского набата» - газета «Псковский колхозник».
Центральное место на первых полосах издания занимали статьи о ходе коллективизации, выполнении первой в СССР пятилетки, партийных конференциях и прочих идеологически важных событиях. Рискнем предположить, что эту информацию подписчики пробегали глазами по диагонали. Или игнорировали вообще. По-настоящему ценные, касающиеся каждого новости находились на последней полосе, которая прочитывалась «от корки до корки».
О путешествиях
Любопытно, что в начале 30-х годов стали появляться статьи о развитии в городе туризма. Причем инициатива исходила не от властей, а от простых жителей. Так в газете за 3 февраля проводник Евдокимов выступил с предложением «заснять псковские древности на почтовые открытки» и распространять их в поездах и вокзалах, а собранные средства передать…нет, не на реставрацию псковских памятников, как было бы логично предположить, а в Фонд обороны страны.
Реакция на идею товарища Евдокимова была молниеносной. Уже в статье от 5 февраля читаем ответ предприимчивому проводнику. Общество краеведов рапортует о поступлении в продажу открыток с видами Пскова и пушкинских мест – всего 18 сюжетов. Они были изданы в типографии имени Ивана Федорова в Ленинграде.
Сообщали краеведы и о том, что в конце февраля будут выпущены издаваемые обществом брошюры «Псковские святые» и «Чудотворные иконы». Как им удалось пройти жесткую партийно-атеистическую цензуру тех лет, остается только догадываться.
Следует добавить, что экскурсии в те годы тоже проводились, правда, имели ярко выраженный идеологический акцент. Это сейчас города интересны приезжим своими историческими и гастрономическими достопримечательностями, а граждан эпохи становления социализма привлекали совсем другие вещи. Ну или у них просто не было выбора…
Например, в этом же номере читаем отчет активистов псковского отделения общества пролетарского туризма и экскурсий. В феврале они организовали поездку для просвещенцев в Ленинград с целью ознакомления с работой педагогических училищ, а также запланировали лыжную вылазку туристов в колхозы района для получения свежей информации о посевной кампании и оказании посильной помощи…В общем наши люди были готовы на все, лишь бы дома не сидеть.
О воинствующих безбожниках
На 6 полосе «Псковского колхозника» всего того же номера за 5 февраля в глаза бросается (и, откровенно говоря, шокирует) название рубрики «Уголок безбожника». Последние 30 лет слово «безбожник» имеет резко негативную окраску или воспринимается, как ругательное. Но в начале 30-х годов прошлого века оно было синонимом высокого социального статуса и приравнивалось к ударнику коммунистического труда. «Выкорчевывание капиталистический элементов из города и деревни» было одной из наиглавнейших государственных задач.
«Обострение классовой борьбы требует подготовки квалифицированных антирелигиозных кадров, политически выдержанных, умеющих неуклонно и четко проводить в жизнь генеральную линию партии», – читаем в коротком сообщении. Из него же узнаем последние новости о деяниях богоборцев: состоялась райконференция с участием 200 делегатов из всей области, ячейка деревни Авдаши организовала сбор средств на танк «Воинствующий безбожник», атеисты вызывают друг друга на социалистическое соревнование. Псковичи подошли к делу настолько серьезно, что «во исполнение генеральной линии партии» учредили Псковский антирелигиозный педагогический институт.
Но, как говорится, Бог им судья. Как и организаторам детской колонии в Щиглицах, на которых бдительный корреспондент Яковлев обрушились с оглушительной критикой. И это одна из немногих разгромных статьей «Псковского колхозника». Она называется «Колония на грани развала» и опубликована 22 февраля на последней полосе.
Автор говорит о материальной необеспеченности социального учреждения, бесхозяйственности ответственных лиц, наплевательском отношении общества – проблемах, актуальных и по сей день. Ребята в 20-градусный мороз сидят в неотапливаемых спальнях, школа не работает, нет света, паровой двигатель требует ремонта, крольчатник на 150 голов брошен на воспитанников, директор Штерн не появляется на работе 8 дней. Яковлев отмечает, что заявления в вышестоящие органы остаются без ответа и призывает гороно принять «немедленные, энергичные меры».
Мелочь, а приятно
На этом фоне информация о работе городских бань выглядит не такой уж значимой. Все-таки это не вопрос жизни и смерти. Однако без них, бань, сложно себе представить полноценное существование города с населением почти в 60 тысяч. В номере от 15 февраля указаны «номера, пароли, явки» помывочных пунктов. И, конечно, расценки.
С банями, как и сейчас, дело обстояло неважно. Их было всего три – бывшая Гельдтова (там, где сейчас Финский парк), бывшая Окунева (набережная реки Великой) и бывшая Юргенштейна (Плехановский пасад). Бани работали с 9 утра до 21 вечера, билет стоит 20 копеек для взрослых и 10 копеек для детей от 5 до 10 лет. Любопытно, что в губернском Пскове с населением всего 30 тысяч было 8 бань, 5 из которых в советское время пришлось закрыть.
И, наконец, о хлебе насущном. Качество псковского общепита активно обсуждалось на 4 полосе газеты за 26 февраля. Этой теме была посвящена колонка «Общественное питание. Поставим на службу Промфинплану». Корреспонденты нахваливали новую столовую завода «Металлист» - чистую, просторную, оснащенную уникальным по тем временам оборудованием. А в «подвале» упоминались безнадежно отстающие в этом вопросе точки общепита. Некто военкор Новицкий сообщал, что «если зайдешь в столовую Дома Советов пообедать, то просидишь, дожидаясь официантки, чуть ли не час, официантки грубо относятся к посетителям». А в столовой завода «Пролетарий», по словам анонима, темно, грязно и большие очереди. Вместо того, чтобы спокойно пообедать, рабочие вынуждены «устраивать конкурс на лучшего бегуна» или приличное время ждать свой обед.
В следующем выпуске рубрики «Печать времени» расскажем о том, что писала газета «Псковской колхозник» в марте 1931 года.
Добавим, в январе 2021 года специалисты Псковской областной универсальной научной библиотеки завершили оцифровку 279 номеров газеты «Псковский набат» за 1920 год, сейчас в работе это же издание за 1921-й год.