Производственный роман — не широко распространенный и даже слегка подзабытый жанр, но он имеет своих преданных поклонников и обладает рядом черт, отличающих его от остальных.

 

Прежде всего, производственный роман имеет строгий канон – главной задачей писателя является с одной стороны детально познакомить читателя с производством, при этом не утомив его и не превратив повествование в пособие по изучению тех или иных процессов.

С другой же стороны рассказать интересную историю, выдать динамичный и напряженный сюжет, переплетая технические процессы с человеческими судьбами и характерами. Завод здесь выступает не фоном и не локацией для действия, а живым организмом, являющимся практически таким же героем повествования, как и действующие лица.

Майкл Крайтон – известный американский писатель-фантаст, подаривший миру легендарный «Парк Юрского периода» и нашумевший «Мир дикого Запада». Крайтон не только написал эти романы, но и выступил сценаристом кинолент, сделавших эти произведения дико популярными. Кроме того, он выступал как сценарист и кинорежиссер, продюсер, широко известный благодаря своим произведениям в жанрах научной фантастики, медицинской фантастики и триллера. Его книги проданы по всему миру тиражом более 150 млн экземпляров, многие из них были экранизированы.

В 1994 году Майкл был единственным человеком, чьи произведения были одновременно номером один на телевидении («Скорая помощь»), в киноискусстве («Парк Юрского периода») и в книгоиздательской отрасли («Разоблачение»).

Однако, сегодня мы поговорим об одной из не самых известных его книг, тем не менее однозначно заслуживающей внимания и прочтения.

Его литературные произведения обычно являются сочетанием жанров боевика и триллера, описывая катастрофы — результат человеческих ошибок при обращении с новейшими технологиями, в особенности с биотехнологиями. Действие многих книг происходит в медицинском или научном мире, отражая прошлое самого автора.

Но книга, о которой пойдет речь, не про медицину и не про биологическое оружие. Более того, она вовсе не из разряда фантастики, а написана именно в жанре производственного романа, или, будет точнее, технотриллера.krilia4

«Крылья» или «Авиалайнер» - под такими названиями роман выходил в русских изданиях. Надо отметить, что изданий этой книги на русском языке немного – всего четыре. В том числе в сокращенном виде в составе серии «Избранные романы» издательства Ридерз Дайджест, которая представляет собой серию художественных антологий - одна книга включает в себя четыре произведения разных жанров.

А теперь к сути. Аннотация к роману звучит так:

«Накануне подписания миллиардного контракта, способного спасти авиастроительный концерн «Нортон Эйркрафт» от финансового краха, его аэробусы N-22, на которые делалась основная ставка, один за другим попадают в авиакатастрофы. Что это? Роковое стечение обстоятельств или просчеты конструкторов? Ошибки пилотов или происки злобных конкурентов? Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, есть всего одна неделя и только один человек — Кейси Синглтон, руководитель группы расследования происшествий. Но выяснить правду — не всегда означает спасти репутацию…»

Итак, речь пойдет, в основном, об авиационном производстве и поиске ошибок, которые привели к ужасным последствиям – пострадали люди, есть погибшие, а также под угрозой снятия с производства оказывается целая серия лайнеров, что принесет многомиллионные убытки и будет фактически означать крах компании.

И, о боже мой! До чего скрупулезно, но вместе с тем не муторно и не скучно автор описывает «внутрянку» авиабизнеса, а также строение и работу самого самолета. Крайтон буквально влюбляет читателя в эти гигантские машины с крыльями, заставляя его переживать весь спектр эмоций – от восторга и восхищения до страха и разочарования. Автор прекрасно справляется с задачей «разжевывания» авиационной тематики для рядового обывателя и делает это ненавязчиво и захватывающе.

Однако и про сюжетную составляющую есть, что сказать. Расследование причины авиакатастрофы, сжатые сроки, давление со стороны руководства компании, телевидения, родственников погибших, замалчивание проблем в высших кругах авиабизнеса, а также постоянная критика и krilia 3даже угрозы в сторону главной героини – все это создает невероятно напряженную обстановку, не давая читателю расслабиться или отложить книгу. Страсти накаляются до предела, не пределе и нервы Кейси Синглтон, и нервы наши с вами – разрешится ли ситуация благополучным образом? И кто все-таки виноват в крушении – производство или человеческий фактор?

Кстати, помимо авиации и острого сюжета, в книге есть еще одна важная сторона – пресса. Сфера журналистики тоже мощно раскрывается пером Майкла Крайтона – как устроена жизнь новостных каналов, из чего делают новости, как работают репортеры и на что они готовы пойти ради сенсации? Все эти закулисные войны и интриги, недоступные простым потребителям этих самых новостей, также показаны с подкупающей доступностью и правдивостью.

Таким образом, писатель предоставляет нам целых три взгляда на ситуацию – авиаконструктора и профессионала этой сферы, обывателя и журналиста. И каждый верит в свою правоту, каждый пытается доказать, что его взгляд – самый верный и точный. Однако, к концу приходит осознание того, что не всегда бывают правые и виноватые – зачастую вывод зависит лишь от угла зрения…

Подводя итог, можно добавить, что в романе нет утрированных эмоций, автор не пытается насильно выдавить из читателя слезу или улыбку. Много производственных подробностей, много закулисья авиации и телевидения, большие скорости повествования, но все это само по себе и создает тот эффект, который приводит нас одновременно в экстаз и ступор, заставляя и восхищаться технологическим прогрессом и ужасаться человеческой жестокости и жадности.

Майкл Крайтон – признанный мастер пера и фантастических историй. Но эта – не про «невозможное» и «невероятное». Она про нашу, увы, реальность…

Анна Демидова,

ведущий методист Регионального центра чтения

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество