Производственный роман — не широко распространенный и даже слегка подзабытый жанр, но он имеет своих преданных поклонников и обладает рядом черт, отличающих его от остальных.
Прежде всего, производственный роман имеет строгий канон – главной задачей писателя является с одной стороны детально познакомить читателя с производством, при этом не утомив его и не превратив повествование в пособие по изучению тех или иных процессов.
С другой же стороны рассказать интересную историю, выдать динамичный и напряженный сюжет, переплетая технические процессы с человеческими судьбами и характерами. Завод здесь выступает не фоном и не локацией для действия, а живым организмом, являющимся практически таким же героем повествования, как и действующие лица.
Майкл Крайтон – известный американский писатель-фантаст, подаривший миру легендарный «Парк Юрского периода» и нашумевший «Мир дикого Запада». Крайтон не только написал эти романы, но и выступил сценаристом кинолент, сделавших эти произведения дико популярными. Кроме того, он выступал как сценарист и кинорежиссер, продюсер, широко известный благодаря своим произведениям в жанрах научной фантастики, медицинской фантастики и триллера. Его книги проданы по всему миру тиражом более 150 млн экземпляров, многие из них были экранизированы.
В 1994 году Майкл был единственным человеком, чьи произведения были одновременно номером один на телевидении («Скорая помощь»), в киноискусстве («Парк Юрского периода») и в книгоиздательской отрасли («Разоблачение»).
Однако, сегодня мы поговорим об одной из не самых известных его книг, тем не менее однозначно заслуживающей внимания и прочтения.
Его литературные произведения обычно являются сочетанием жанров боевика и триллера, описывая катастрофы — результат человеческих ошибок при обращении с новейшими технологиями, в особенности с биотехнологиями. Действие многих книг происходит в медицинском или научном мире, отражая прошлое самого автора.
Но книга, о которой пойдет речь, не про медицину и не про биологическое оружие. Более того, она вовсе не из разряда фантастики, а написана именно в жанре производственного романа, или, будет точнее, технотриллера.
«Крылья» или «Авиалайнер» - под такими названиями роман выходил в русских изданиях. Надо отметить, что изданий этой книги на русском языке немного – всего четыре. В том числе в сокращенном виде в составе серии «Избранные романы» издательства Ридерз Дайджест, которая представляет собой серию художественных антологий - одна книга включает в себя четыре произведения разных жанров.
А теперь к сути. Аннотация к роману звучит так:
«Накануне подписания миллиардного контракта, способного спасти авиастроительный концерн «Нортон Эйркрафт» от финансового краха, его аэробусы N-22, на которые делалась основная ставка, один за другим попадают в авиакатастрофы. Что это? Роковое стечение обстоятельств или просчеты конструкторов? Ошибки пилотов или происки злобных конкурентов? Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, есть всего одна неделя и только один человек — Кейси Синглтон, руководитель группы расследования происшествий. Но выяснить правду — не всегда означает спасти репутацию…»
Итак, речь пойдет, в основном, об авиационном производстве и поиске ошибок, которые привели к ужасным последствиям – пострадали люди, есть погибшие, а также под угрозой снятия с производства оказывается целая серия лайнеров, что принесет многомиллионные убытки и будет фактически означать крах компании.
И, о боже мой! До чего скрупулезно, но вместе с тем не муторно и не скучно автор описывает «внутрянку» авиабизнеса, а также строение и работу самого самолета. Крайтон буквально влюбляет читателя в эти гигантские машины с крыльями, заставляя его переживать весь спектр эмоций – от восторга и восхищения до страха и разочарования. Автор прекрасно справляется с задачей «разжевывания» авиационной тематики для рядового обывателя и делает это ненавязчиво и захватывающе.
Однако и про сюжетную составляющую есть, что сказать. Расследование причины авиакатастрофы, сжатые сроки, давление со стороны руководства компании, телевидения, родственников погибших, замалчивание проблем в высших кругах авиабизнеса, а также постоянная критика и даже угрозы в сторону главной героини – все это создает невероятно напряженную обстановку, не давая читателю расслабиться или отложить книгу. Страсти накаляются до предела, не пределе и нервы Кейси Синглтон, и нервы наши с вами – разрешится ли ситуация благополучным образом? И кто все-таки виноват в крушении – производство или человеческий фактор?
Кстати, помимо авиации и острого сюжета, в книге есть еще одна важная сторона – пресса. Сфера журналистики тоже мощно раскрывается пером Майкла Крайтона – как устроена жизнь новостных каналов, из чего делают новости, как работают репортеры и на что они готовы пойти ради сенсации? Все эти закулисные войны и интриги, недоступные простым потребителям этих самых новостей, также показаны с подкупающей доступностью и правдивостью.
Таким образом, писатель предоставляет нам целых три взгляда на ситуацию – авиаконструктора и профессионала этой сферы, обывателя и журналиста. И каждый верит в свою правоту, каждый пытается доказать, что его взгляд – самый верный и точный. Однако, к концу приходит осознание того, что не всегда бывают правые и виноватые – зачастую вывод зависит лишь от угла зрения…
Подводя итог, можно добавить, что в романе нет утрированных эмоций, автор не пытается насильно выдавить из читателя слезу или улыбку. Много производственных подробностей, много закулисья авиации и телевидения, большие скорости повествования, но все это само по себе и создает тот эффект, который приводит нас одновременно в экстаз и ступор, заставляя и восхищаться технологическим прогрессом и ужасаться человеческой жестокости и жадности.
Майкл Крайтон – признанный мастер пера и фантастических историй. Но эта – не про «невозможное» и «невероятное». Она про нашу, увы, реальность…
Анна Демидова,
ведущий методист Регионального центра чтения