21 марта 2013 года в 15.00 в конференц-зале Псковской областной универсальной научной библиотеки состоится очередное заседание киноклуба «Окно в кино». Тема разговора «Музыка кино».
Песни из кинофильмов всегда пользуются большой популярностью и любовью, ведь представить себе кино без песен невозможно. Лирические или бравые, грустные или веселые, они наполняют своей душой любой советский фильм. Заставляют смеяться, плакать и сопереживать главным героям. Очень часто песни и мелодии доходили до слушателя и приобретали популярность через саундтреки к популярным фильмам. Часто именно музыка становится главным плюсом картины. И актеры не очень, и сценарий так себе, и такое чувство, что режиссёр только колледж закончил, а фильм нравится. Часто и ранее неизвестные коллективы и певцы становились известными, после работы в известной картине.
У каждого всемирно известного режиссера свои предпочтения в музыке. Услышав только заглавную песню можно догадаться, чьих рук это творение. Взять только таких режиссеров как Тарантино и Кустурица. Саундтреки к их фильмам - уникальные.
Многие создатели фильмов для нагнетания обстановки используют диссонанс картинки и звука. Например, Стенли Кубрик в своей картине «Заводной апельсин» использовал музыку Моцарта. Классика еще резче смогла показать всю жестокость, о которой повествуется в фильме.
Сочинением саундтреков не брезговали и «серьёзные» композиторы: например, Сергей Прокофьев писал музыку к историческим эпосам Сергея Эйзенштейна. В 1930-40-е особой известностью пользовались песни и оркестровая музыка Исаака Дунаевского, который писал в основном для фильмов Григория Александрова. Он работал в самых разных жанрах: от помпезных маршей до модного джаза. В «эпоху застоя» появилось новое поколение кинокомпозиоров: Владимир Дашкевич («Шерлок Холмс»), Микаэл Таривердиев («Семнадцать мгновений весны»), Алексей Рыбников, сын Исаака Максим Дунаевский, Александр Зацепин и другие.
В 1956 году в советском кино появляется музыка композитора Эдуарда Колмановского. В 1972 году в фильме «Большая перемена» прозвучал романс «Чёрное и белое» в исполнении Светланы Крючковой.
Начиная с 1970-х в советских саундтреках все чаще встречается ранняя электронная музыка. Пионером советской электроники был кинокомпозитор Эдуард Артемьев, известный в первую очередь по научно-фантастическим фильмам Андрея Тарковского. Его композиции в жанре амбиент появились раньше, чем сам этот термин был введен Брайаном Ино в 1978 году.
Отдельную категорию составляли песни из фильмов и мультфильмов для детей. Они писались на легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому роль поэта-песенника здесь была особо высокой. Известные композиторы, писавшие для детей — Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов, Григорий Гладков. Наиболее заметные поэты-песенники — Юрий Энтин и Михаил Пляцковский.
К участию в разговоре приглашаются все желающие, любители кино и музыки, винила, музыканты, исполнители песен из кинофильмов. Прозвучат песни и музыка из кинофильмов в исполнении молодых музыкантов г. Пскова.
Отдел литературы по культуре и искусству областной научной библиотеки представит выставку литературы и виниловых пластинок по теме разговора.
Наталья Геннадьевна Грищенко,
зав. отделом литературы по культуре и искусству