18 марта исполняется 176 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Он родился в Тихвине в дворянской семье. Любимым местом отдыха его родных были имения в Вечаше и Любенске Лужского уезда, а ныне Плюсского района Псковской области. Здесь Римский-Корсаков написал шесть знаменитых опер.
Президентская библиотека предлагает читателям познакомиться с уникальными материалами, посвященными жизни и творчеству знаменитого композитора.
Музыка и море стали его стихией с детства. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине, в дворянской семье, для которой морская служба была традицией – прапрадед мальчика был контр-адмиралом при императрице Елизавете Петровне, контр-адмиралом был его дядя, а впоследствии стал и старший брат. И маленький Ника, стремившийся ему подражать, в 12 лет поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге.
Но музыка вошла в его жизнь ещё раньше – он увлёкся ею в 6-летнем возрасте, а с 11 лет начал её сочинять. Условий для серьёзных занятий музыкой в Тихвине не было. Он полюбил народное и церковное пение, а игре на фортепиано его обучали соседка и знакомая гувернантка.
Во время учёбы в Петербурге юный кадет не только стал брать уроки музыки у известного пианиста Фёдора Канилле, но и познакомился с оперным искусством. Особенно его поразили оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Учёба в кадетском корпусе не мешала начинающему композитору с головой погрузиться в мировую музыкальную культуру, наоборот – он пытался связать музыку с морем и «…начал проявлять музыкальную деятельность и в стенах училища», как вспоминал Римский-Корсаков в автобиографической книге «Летопись моей музыкальной жизни», которую можно прочесть в электронном читальном зале Президентской библиотеки.
Самым значимым событием этого периода было организованное Канниле знакомство Римского-Корсакова с Милием Алексеевичем Балакиревым, возглавлявшим содружество музыкантов, известное как «Могучая кучка». Он произвёл на Римского-Корсакова «громадное впечатление». Чрезвычайно благотворным оказалось для молодого человека и общение с членами Балакиревского кружка. «Я сразу погрузился в какой-то новый, неведомый мне мир, очутившись среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я прежде только слышал, вращаясь между дилетантами товарищами», – писал он. Под руководством Балакирева 17-летний композитор начинает создавать своё первое значительное произведение – Первую симфонию.
Закончив в 1862 году Морской корпус, гардемарин Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. Позже любовь к морю, восхищение его красотой вдохновили композитора на создание таких оперных шедевров, как «Садко» и «Сказка о царе Салтане».
По возвращении на береговую службу после нескольких морских экспедиций Римский-Корсаков снова погрузился в мир музыки – общался с «кучкистами», сочинял, концертировал. В 1871 году директор Санкт-Петербургской консерватории неожиданно пригласил его «…вступить в консерваторию профессором практического сочинения и инструментовки, а также профессором, т. е. руководителем, оркестрового класса».
Об этом сам композитор рассказывал следующее: «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно. Но я… был дилетант, я ничего не знал. Я был молод и самонадеян, самонадеянность мою поощряли, и я пошёл в консерваторию». При этом чувство ответственности заставило его самого прилежно изучать и изучить те теоретические основы, которые он преподавал.
Долгая творческая жизнь и профессиональная деятельность Н. А. Римского-Корсакова были необыкновенно насыщенны и многообразны. Он занимал должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства, работал в Придворной певческой капелле, заменял Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы. Очень много времени он посвятил подготовке к исполнению и изданию опер своих уже покойных друзей – «Хованщины» М. П. Мусоргского и «Князя Игоря» А. П. Бородина. Нередко сам брал в руки дирижёрскую палочку или выступал как автор музыкально-теоретических трудов и рецензий.
Знаменитые ученики Римского-Кормакова - Александр Глазунов, Игорь Стравинский, Александр Гречанинов и Сергей Прокофьев
Музыкальная общественность знала его также и как исключительного педагога, оставившего целое созвездие талантливых учеников. В этом созвездии блистают А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, А. Т. Гречанинов, С. С. Прокофьев и многие другие композиторы, всего более 200.
Невозможно во всей полноте охватить музыкальное наследие Римского-Корсакова в его жанрово-тематическом многообразии. Симфонические произведения, всемирно знаменитые оперы («Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и другие), вокальная лирика – все они развивают лучшие традиции русского фольклора, других музыкальных культур, затрагивают широкий диапазон тем, от народно-исторической до любовной, щедро расцвечены сказочной фантастикой.
Письмо Врубелю
Творческий путь композитора, продолжавшийся более 40 лет и охвативший целую эпоху от отмены крепостничества до революционного начала XX столетия, стал своего рода связующим звеном между школой М. И. Глинки и музыкальными новациями XX века.
На портале Президентской библиотеки можно найти интереснейшие архивные материалы, раскрывающие уникальную личность Римского-Корсакова – его фотопортреты, письма Врубелю.
В статье, посвященной памяти Н. А. Римского-Корсакова в журнале «Русская старина» за 1908 год, электронная копия которого размещена на портале Президентской библиотеки есть такие слова о композиторе: «…прекрасный образ русского человека неустанно развивавшагося, находившаго новыя и новыя связи с народным творческим духом, будет сиять всё усиливающимся светом».
По материалам Президентской библиотеки
Материалы о композиторе на ЭБ «Псковиана»