История камина берет свое начало в каменном веке, когда появились их первые прототипы. Ими были кострища, сложенные из сухих веток. Появление цивилизованных каменных очагов, которые устраивали в центре жилища, следует отнести к I-III векам нашей эры. Люди собирались вокруг такого места, чтобы обогреться.
В Россию камины попали только при Петре Великом. Побывавшие в Европах отпрыски боярских родов, а то и простолюдины, возвышенные царем-просветителем, вместо каменных палат и деревянных теремов, принимались строить дворцы по образцу европейских. И, конечно, залы этих дворцов были украшены каминами. Правда, строители и от печей не отказались. Все-таки наши зимы нельзя сравнить с европейскими, чтобы обогреть дом, требуется печь. Она медленно остывает и таким образом, помещение не выстывает за ночь.
Камин же в России превратился в модный атрибут, подчеркивающий богатство, изысканность, эдакую «продвинутость» хозяев дома.
История камина в России не проста. Конечно, началась она с Петра I, но полноправно камины влились в интерьер только в эпоху Екатерины II. Это и камины из оружейной стали, и камины с облицовкой цветными поделочными камнями - яшмой, лазуритом и особенно малахитом, глубоких цветов с непостижимым природным рисунком.
Камины во дворцах российских вельмож порой представляли собой настоящие произведения искусства.
И сегодня можно посетить сохранившиеся дворянские усадьбы и полюбоваться на уникальные изразцы, мраморную отделку, кованые решетки. В частности, каминными изразцами занимался сам Врубель, в особенности он, увлекался майоликой. В усадьбе Мамонтова, что в Абрамцево, и сегодня можно полюбоваться на камины, изукрашенные изразцами знаменитого художника. Врубель работал в мастерской, расположенной на территории усадьбы. Камины с изразцами Врубеля находятся как в мастерской, так и в большом доме, и тереме для гостей.
Со временем камин всё более демократизировался, всё большее число людей могли его себе позволить. И простых европейцев (включая уже и русских) стали утомлять помпезные стили прошлого. Их идеалом стала простая тихая жизнь на лоне природы. Так появился стиль кантри или рустикальный. Кантри - это сельская пастораль, с её прекрасными пастушками, весёлыми мельниками и картинной беспечностью. Эти направления стали отражением нового стиля в литературе 19 века - романтизма. Возвышенному описанию подлежит простая деревенская архитектура, плетёная мебель, домотканые пледы и т.д. Прекрасная старина и спокойная жизнь. Камины выкладываются из простого кирпича, дымоход маскируется фанерным кожухом. Яркими представителями стиля кантри стали голландские камины.
О каминах можно говорить бесконечно. Они буквально вросли в русское искусство и литературу. Достаточно вспомнить знаменитую сцену у камина в романе Ф.М.Достоевского «Идиот», когда Настасья Филипповна швыряет в огонь пачку со ста тысячами рублей, принесенными Рогожиным. Этой сцене в романе посвящена целая глава. И глава эта занимает особое место - она определяет каждого из героев, показывает их такими, какие они есть на самом деле.
У каминов принимают гостей, у каминов размышляют, страдают, творят. Ни одно литературное произведение 19 века не обходится без камина.
Каминных дел мастера
В России, как и во всем мире, профессия печника, или печных дел мастера ценилась во все времена очень высоко. И это естественно, ведь от профессионализма этих людей зависела жизнь и здоровье заказчиков.
Строительством каминов в России занимались, прежде всего, иностранцы, или, как принято говорить теперь, иностранные специалисты. Со временем в Европе возникали и успешно развивались целые фирмы, которые разрабатывали и создавали всевозможные камины.
Такие фирмы появились в Австро-Венгрии, в Германии эксклюзивные модели выпускали фирмы Meteor и Junker, а во Франции в 1883 году инженер-конструктор E.Chaboche создал первую модель камина марки Salamandre. Саламандра – огненная ящерица, в средневековых поверьях считалась хранительницей и олицетворением огня. Удачно выбранное название марки каминов, а также и то, что дизайн каждой модели был придуман известным художником или скульптором, сразу принесло новым каминам невиданный успех. Камины Salamandre впервые стали обязательной частью модных интерьеров... Естественно, европейские традиции перекочевали и в Россию, где с успехом трудились как иностранцы, так и русские мастера.
Отчего у нас прижились камины? Да потому что открытый огонь быстро справлялся с сыростью. Что, как вы понимаете, очень важно. Многие болезни возникали именно из-за сырости. В России свирепствовала чахотка. Доктора прописывали своим пациентам смену климата. Те, у кого были средства, отправлялись в Европу. Неимущие заполняли крымское побережье.
В своих письмах А.П. Чехов часто сетует на плохое отопление, холод, сырой воздух. Ему приходилось снимать квартиры, где дымили печи. И вместо того, чтоб согревать, они дымили, чад смешивался с влажным воздухом. А в таких условиях не то что писать, жить невыносимо. Поэтому, когда Чехову удалось купить имение Мелихово в Подмосковье, он первым делом пригласил печника, чтоб тот перебрал все печи в доме.
А свой дом в Ялте Чехов проектировал сам, естественно, советуясь с архитектором.
В XIX веке для художественной отделки топки начинает применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич.
Своеобразная революция, коренным образом преобразившая внешний облик камина, произошла только в конце ХIХ — начале ХХ вв., когда наступило время модерна.
С книгами по теме «Камины» можно познакомиться в отделе производственной литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки (2 этаж, 26 кабинет). Вот некоторые из них:
Камины, печи, барбекю: уют и комфорт / сост. А.Рыженко.- М.; СПб.: Оникс, 2009.
Все, что вы увидите в этой книге, реально существует, живет и действует, и что характерно - сделано руками людей самых разных профессий, возраста и опыта. Книга рассказывает о создании домашних очагов различного назначения - от простых каменок или грилей до комбинированных печей и изящных каминов. Здесь - все подробности: от макетирования, конструирования и дизайна до четких порядовок технологии кладки и эксплуатации печей и каминов. Материал изложен ясно и просто, с множеством цветных фотографий, рисунков и чертежей.
Камины: уют и комфорт / сост. С. Мастеровой. – М.; СПб.: Диля, 2007.
В чем же заключается секрет непреходящей привлекательности камина? Думается, что все дело в том, что камин - это еще и оригинальный элемент внутреннего убранства, своеобразный символ уюта, украшение жилища. Кроме того, камин обладает свойством привносить в дом уют и тепло как в буквальном, так и в переносном смысле.
Хозяевам, желающим приобрести, а тем более построить камин, потребуется принять множество трудных решений: из какого материала будет выполнен камин, будет ли это готовая модель или же камин будет складываться вручную; где именно в доме и каким образом камин будет установлен; какие технические требования потребуется соблюсти и в каких документах возникнет необходимость.