Музыкальное искусство обладает величайшей силой, и праздник, ежегодно отмечаемый в первый день октября, призван подчеркнуть это. Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен международному дню музыки и литературным произведениям, где действующими лицами являются музыканты, меломаны и сама музыка.
Исигуро, К. Ноктюрны : пять историй о музыке и сумерках : [сборник рассказов] / Кадзуо Исигуро ; [пер. с англ.: Людмилы Бриловой, Сергея Сухарева. - Москва : Домино ; Санкт-Петербург : Эксмо, 2010. - 266, [1] с. ; 21. - (Интеллектуальный бестселлер) (Читает весь мир). - Библиогр. в тексте примеч. - ISBN 978-5-699-42030-8.
От урожденного японца, лауреата Букеровской премии - первый в его блистательном послужном списке сборник рассказов. Эти пять поразительных историй о волшебной силе музыки и сгущающихся сумерках объединены не только тематически и метафорически, но и общими персонажами, складываясь в изысканное масштабное полотно. Здесь неудачливый саксофонист ложится на пластическую операцию в расчете, что это сдвинет с мертвой точки его карьеру, звезда эстрады поет в Венеции серенады собственной жене, с которой прожил не один десяток лет, а молодой виолончелист находит себе в высшей степени оригинальную наставницу...
Неспешные лиричные зарисовки из жизни. Герои - или музыканты, или люди, в чьей жизни музыка играла не маленькую роль. Здесь нет каких-то особо значимых событий - просто случайные эпизоды из жизни: знакомства, встречи, расставания. Где-то зарисовки из жизни музыкальной богемы: отношения, непризнанность, талант и бездарность, успех и пиар. Где-то просто мимолетные истории из жизни музыкантов - или на закате карьеры, или в самом начале, ещё с надеждами на успех. Или забавная история о встрече друзей, которых когда-то объединяла любовь к музыке. И ни в какой из этих историй нет определенного завершения. Мы не знаем, как сложится дальше их судьба - остается только гадать. Но от этого настроение рассказов наполняется ещё большей лирикой и неуловимой грустью.
Буркин, Ю. Осколки неба, или Подлинная история БИТЛЗ / Юлий Буркин, Константин Фадеев. - Москва : Эксмо, 2008. - 475, [3] с., [36] л. ил., цв. ил., портр. : ил. - Дискогр. "Битлз": с. 443-468. - ISBN 978-5-699-25342-5.
«.. Однажды подросток Стюарт Сатклифф сказал своему приятелю Полу Мак'Картни то, что много раз повторял своему лучшему другу Джону Леннону: "Увидишь, вашими именами назовут планеты!" Через двадцать лет Международный астрономический союз утвердил за четырьмя небольшими астероидами, номер 4147, 4148, 4149 и 4150, названия "Джон Леннон", "Пол Мак'Картни", "Джордж Харрисон" и "Ринго Старр". Где бы мы не находились, эти четыре космических тела вечно кружат над нами. Они будут кружить и над нашими правнуками, и над нашими праправнуками. Но орбиты их не пересекутся, и быть вместе им не суждено никогда».
Феномен группы «Битлз» отрицать невозможно. Группа, которая просуществовала около десяти лет, но надолго оставила свой след в истории, молодые парни, которые покорили своим творчеством миллионы, песни, которые гениальны в своей простоте. Вокруг знаменитой ливерпульской четверки блуждает множество мифов и легенд. Авторам этой книги удалось из сотни осколков собрать подлинную, захватывающую, не лишенную мистики историю «Битлз» и объяснить тем самым феномен их фантастической популярности.
Книга разделяется на две части: хроника блистательного взлета и хроника блистательного падения. И обе части полны духом тех самых «Битлз», которых можно увидеть в записях их выступлений, в документальных фильмах про них и в музыкальных художественных фильмах с их участием. Книга написана очень ярким, эмоциональным, лёгким и забавным языком. Здесь гармонично сочетаются биографические факты и художественный вымысел. Но всё это происходит ровно в тех пределах, чтобы произвести впечатления на читателя, но не исказить действительность до неузнаваемости.
Орлов, В. В. Альтист Данилов : [роман] / Владимир Данилов. - Москва ; Владимир : АСТ : Астрель : ВКТ, 2010. - 510, [1] c. ; 18. - (Классика). - ISBN 978-5-17-047594-0 (АСТ). - ISBN 978-5-271-18720-9 (Астрель). - ISBN 978-5-226-03152-6.
В начале 80-х годов роман «Альтист Данилов», созданный в редком жанре «магического реализма», принес Владимиру Орлову огромную популярность. Его перечитывают и сегодня более чем в 20 странах мира. В романе действие происходит в двух мирах: реальном и ирреальном. Владимир Данилов ведёт земную жизнь, работает в театре, играет на альте, встречается с друзьями, помогает бывшей жене Клавдии. Кажется, что он обычный человек, если бы не браслет на его руке. На браслете есть специальная пластина, которая помогает Данилову перемещаться между мирами. Он – демон. Демонические черты помогают ему существовать в земном мире. Но, несмотря на них, он не теряет свои добрые чувства, заложенные в нем изначально земной природой. Зло не поглощает полностью его душу. Он доброжелателен к людям и всегда думает о живущих на Земле. Своё предназначение герой видит лишь в музыке. Музыкальный мотив пронизывает весь роман. Это призвание было для него основным, организующим его жизнь. «…Я же музыкант! Я — одержимый. Я и сам страдаю от этого. Но музыка все время живёт во мне. Деться от неё я никуда не могу. Это мучительно…». Герой говорит о жертвенности людей искусства. Любой музыкант, по мнению Данилова, является Творцом. Точное бытописание московской жизни и полет фантазии, острая социальная сатира и мягкий юмор — все это переплелось в романе, складываясь в поэтичное, похожее на музыку произведение. «Альтист Данилов» — роман об истинных ценностях, о большой любви, которая только и может стать основой творчества.
Кудрявицкий, А. И. Летучий голландец : симфоническая поэма / Анатолий Кудрявицкий. - Москва : Текст, 2013. - 172, [2] с. ; 21. - (Серия Открытая книга). - ISBN 978-5-7516-1178-1.
Симфоническая поэма от выпускника Московского медицинского института, кандидата медицинских наук, преподавателя, исследователя, редактора, журналиста, поэта и писателя. «Я — Летучий Голландец?! Да вы все с ума посходили. Какой из меня капитан — я типичный домосед, книгоед, не умеющий отличить брамсель от стакселя. Хотя, конечно, мои мысли — они и в самом деле летучие...»
Известный московский музыковед Константин Алфеев пишет книгу об операх, основанных на легенде о «Летучем голландце». Внезапный поворот событий превращает Алфеева в изгоя, и ему приходится бежать из родного города. Он находит пристанище в уединенном доме на берегу реки и продолжает работу над книгой. С домом происходят странные превращения: он все более напоминает корабль. Параллельно с действием в реальной России 70-х годов разворачивается и действие на легендарном «Летучем голландце». Тем временем милиция и органы безопасности обнаруживают укрытие беглеца... Написанный в жанре магического реализма, «Летучий голландец» отличается отточенным стилем и увлекательным сюжетом.
«Этот роман из тех, что читателя из себя не выпускают. Прочитав, думаешь: жаль, что все уже кончилось. Эта вещь настолько музыкальна, что судить ее по каким-то иным законам очень сложно. То, как органично в ней соединяется несоединимое - времена и страны, сон и явь, детективная история, социальность и высокий лиризм, - поражает». - Марина Вишневецкая, прозаик.
Грушина, О. Б. Очередь : [роман] / Ольга Грушина ; [пер. с англ. Елены Петровой]. - Москва : Эксмо, 2013. - 379 с. ; 21. - (Интеллектуальный бестселлер). - ISBN 978-5-699-63641-9.
В основе сюжета «Очереди» - реальный исторический эпизод - возвращение восьмидесятилетнего Игоря Стравинского в Россию в 1962 году, после пятидесятилетнего отсутствия. Люди, которые почти год стоят в очереди у невзрачного киоска, мечтают купить билет на концерт великого композитора. Для одних этот билет - пропуск в будущее, не имеющее ничего общего с убожеством советской жизни, для других - возможность вспомнить прошлое, когда они были счастливы и свободны.
Очередь в данном случае – это не некий безликий упорядоченный список людей, которые чего-то или кого-то ждут. Это – целая маленькая жизнь со своими надеждами и разочарованиями, встречами и разлуками… Пока люди чего-то ждут, в их жизнь вторгаются непрошеные перемены. Вот Анна. Она простая учительница. Сначала стояла в очереди просто ради любопытства, чтобы узнать, что все-таки будут давать. А потом ради престарелой матери, которая вдруг захотела пойти на этот концерт. Вот муж Анны, он музыкант, и сам мечтает пойти на концерт знаменитого исполнителя. А вот их сын – шалопай Александр, который сначала стоит в очереди просто так, точнее, подменяя отца за деньги. Однако потом понимает, что и ему выгодно было бы завладеть вожделенным билетом… Читателю остается только гадать, кому же он все-таки достанется и завезут ли эти билеты вообще…
Бьернстад, К. Пианисты : роман / Кетиль Бьернстад ; пер. с норв. Л. Горлиной ; [Ил. Ильи Донца]. - Москва : КомпасГид, 2011. - 348, [3] с. : ил. ; 22. - ISBN 978-5-904561-38-3.
«Все имеет свою цену… Но большинство из нас не имеет возможности платить».
Роман «Пианисты» норвежского писателя Кетиля Бьёрнстада открывает малознакомый нам мир, где музыка похожа на спорт, где важны техника, выносливость и амбиции, мир, где малейшая ошибка может стать фатальной…
15-летний пианист Аксель Виндинг своей любовью к музыке обязан матери. Они проводят вечера вместе, слушая концерты классической музыки, пойманные на плохоньком радиоприемнике. Их семья небогата, но мама готова пойти на все ради того, чтобы сын стал выдающимся пианистом. Когда внезапно она погибает, Аксель бросает школу, чтобы все силы отдать подготовке к Конкурсу молодых пианистов в Осло. Но в этом он не уникален. Среди горстки отобранных для участия в конкурсе учеников оказывается и Аня Скууг — соседка, в которую он влюблен. На молодых пианистов давит многое: воля родителей, самолюбие преподавателей и — самое главное — их собственные амбиции. Все их мечты воплощены в «Солнце» Мунка, которое висит в большом концертном зале. Но на этом солнце многие сгорят… Это тонкий и серьезный роман для юного и взрослого читателя о переходе во взрослую жизнь, о смерти, о любви и насилии, о бессилии и страсти.
Богословский, Р. Трубач у врат зари : роман / Роман Богословский. - Москва : Дикси Пресс, 2016. - 220, [3] с. ; 21. - (Серия "Романы от Дикси") (Лонг-лист премии "Национальный бестселлер"). - ISBN 978-5-905490-31-6.
Роман «Трубач у врат зари» - из той линейки художественных произведений, что написаны на неисчерпаемую тему - становление маленькой личности в огромном мире соблазнов, опасностей и страстей: собственный опыт, переданный без прикрас и ретуши. Главный герой книги Олег Кастидзе поступает на духовое отделение музыкального училища в крупном областном центре. Нонконформист, бунтарь и еретик Кастидзе не приемлет существующие в «храме искусства» порядки и нравы. Его оппозиция - отвращение к образовательному процессу и нравоучениям педагогов; «Nirvana» и «Гражданская оборона» вместо Баха и Генделя; водка, тарен и галоперидол вместо кефира и кексов в училищном буфете. Решительно отвергая любые ценности, Олег Кастидзе все глубже погружается в мир панков и металлистов, встречая на этом пути множество сломавшихся людей с причудливыми, вывернутыми наизнанку представлениями о жизни.
Музыке посвящено отдельное место. Часто ощущения героя описываются музыкальными терминами, повествование насыщено музыкальными метафорами, а в конце книги автор поместил плей-лист Олега Кастидзе, в котором причудливо перемешаны Шнитке и «Гражданская оборона», Metallica и «Сектор газа» с пометкой от автора: «Рекомендуется скачать, послушать подряд и не сойти с ума». Как, видимо, сошел с ума герой романа Олег, под конец учебного года проигрывая лишь одно: «до-ре-ми-до-ре-до», что на музыкальном сленге означает: «да иди ты на…».
Елинек, Э. Пианистка : Роман / Пер. с нем. А. Белобратова. - СПб. : Симпозиум, 2001. - 398 с. - ISBN 5-89091-173-3.
«... Если ты переполнен доверху, то из тебя однажды всё выплеснется наружу, и достаётся при этом совершенно невинному существу».
Классическая музыка... Что интуитивно отталкивает все больше людей от этого искусства, еще вчера признававшегося божественным? Знаменитая австрийская писательница Эльфрида Елинек как в микроскоп рассматривает варианты ответа на этот вопрос и приходит к неутешительным выводам: утонченная музыкальная культура произрастает подчас из тех же психологических аномалий, маний и фобий, что и здоровое тихое помешательство пошлейшего обывателя.
Эрика Кохут -талантливая пианистка, преподаватель консерватории живет со своей престарелой истерично — деспотичной матерью, находясь под её тотальным контролем. Мать Эрики контролирует каждый её шаг, заставляя отчитываться за каждую минуту опоздания, не позволяет покупать новую, модную одежду и естественно лишает её малейшего подобия личной жизни. Подчиняя её себе, как средство обеспечения своей комфортной жизни, она внушает Эрике чувство собственной исключительности. Несомненно, всё это положило начало безнадёжно больной психике молодой женщины. Она не умеет любить. Её представления об интимной близости извращены, она находит наслаждение в физической боли. Все меняется с появлением молодого и неопытного Вальтера Клеммера - её лучший ученик влюбляется в своего педагога. Что может быть страшнее неудовлетворенной женщины? Только женщина, до конца не знающая, что ей надо от мужчины. Она заставит его играть по своим извращенным правилам, к которым, как оказалось, сама не была готова… В 2004 году роман «Пианистка» был удостоен Нобелевской премии.
Бояшов, И. В. Портулан : повести : [16+] / Илья Бояшов. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018. - 317, [2] с. ; 21 см. - (Классное чтение) (Лауреат премии Национальный бестселлер). - Др. кн. авт. на обороте тит. л. и 4-й с. обл. - ISBN 978-5-17-109455-3.
В центре истории некий Слушатель, человек, который питает большую и нездоровую любовь к классической музыке. Причем, по его мнению, такую музыку нужно слушать исключительно на виниле, ведь она не срезает высокие частоты. Большое Ухо, как его (Слушателя) ещё величал рассказчик, получил свою прозвище ещё в школе, попав в нелепую ситуацию на одном из уроков музыки. С тех пор наш рассказчик и заметил «особую» любовь Слушателя к классической музыке. Школьные годы прошли и одноклассников разбросала судьба: кто-то занимался тем, о чём всегда мечтал сидя за партой, кто-то тем, что подготовила ему судьба, а некоторые не уступали своей любви к музыке и воплощали постепенно в жизнь, свои страстные и страшные идеи! Герой повести одержим музыкой. Она ведет его из барачной нищеты во дворец на Рублевке, который нужен ему только как хранилище огромного количества пластинок и для реализации невероятного замысла – прослушать их все одновременно…
«Сюсай Хонинобо писателя Кавабаты, набоковский Лужин, Великий Гэтсби Фицджеральда – кто они? Гении? Оригиналы? Или просто люди, живущие в своем космосе? „Портулан“ – повесть о праве человека на подобное „сумасшествие“, праве, которое у него никто не может отнять» (Илья Бояшов).
Водолазкин, Е. Г. Брисбен : роман : [16+] / Евгений Водолазкин. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020 [т. е. 2019]. - 410, [1] с. ; 21 см. - (Новая русская классика). - ISBN 978-5-17-111100-7.
Евгений Водолазкин в своем новом романе «Брисбен» продолжает истории героев («Лавр», «Авиатор»), судьба которых — как в античной трагедии — вдруг и сразу меняется.
Роман о музыке, о жизни, о пути. Роман, в котором искусство не просто дополняет бытие - оно становится его частью. Глеб Яновский — музыкант-виртуоз — на пике успеха теряет возможность выступать из-за болезни и пытается найти иной смысл жизни, новую точку опоры. В этом ему помогает... прошлое — он пытается собрать воедино воспоминания о киевском детстве в семидесятые, юности в Ленинграде, настоящем в Германии и снова в Киеве уже в двухтысячные.
А ещё где-то на другой стороне Земли, в полумифической Австралии, есть загадочный и прекрасный город Брисбен, и добравшихся до него ждёт истинное счастье, сбывшиеся мечты и рай на земле. Только Брисбена нет среди этих путешествий героя по жизни. Да и есть ли такой город на самом деле? Или это просто мираж, мечтания, утопический идеал, музыка сфер?
Эта книга – о любви, музыке и смерти. О прошлом и настоящем, и о будущем, которое всегда – за горизонтом, и никогда не наступит. О судьбах людей, которые постепенно становятся всё драматичнее. Грустный и лиричный поначалу, насквозь пронизанный музыкой, смягчённый ненавязчивой и незлой иронией – в финале роман взрывается пронзительным трагическим крещендо. И тогда обретает окончательный смысл фраза, произнесенная на страницах книги одним из её персонажей: «Жизнь – это долгое привыкание к смерти».
Бартош, К. Фуриозо : [роман : 18+] / Карин Эдстрем ; [пер. со швед. Е. Н. Хохловой]. - Москва : РИПОЛ классик, 2013. - 511 с. ; 21. - (Coffee-In Classic). - ISBN 978-5-386-05289-8.
Осень, Стокгольмский архипелаг. Женский квартет «Фуриозо» собирается на острове Свальшер, чтобы записать новый альбом. Лучшая скрипачка из-за травмы вынуждена в последний момент искать себе замену. Она приглашает принять участие в записи давнего друга - прославленного музыканта Рауля Либескинда. Хотя ее выбор радует далеко не всех, никто не предполагает, что вскоре на тихом острове зазвучит роковое крещендо страсти, а в прибрежных водах найдут труп одного из участников «Фуриозо». Стокгольмские детективы понимают, что распутать клубок старых обид и новых связей будет нелегко... «Фуриозо» - современная интерпретация классической детективной драмы в духе Агаты Кристи. Роман, где страсть - это преступление, и Моцарт задает тон всему действию.
Пиблз, Ф. Воздух, которым ты дышишь : роман : [16+] / Франсиш ди Понтиш Пиблз ; перевод с английского Елены Тепляшиной. - Москва : Фантом Пресс, 2019. - 510, [1] c. ; 21. - ISBN 978-5-86471-839-1.
Самба – это душа Бразилии. Это её ритм, её стиль, многообразие её настроений. Самба – это её сердце, а ритму сердца невозможно сопротивляться. Самба не терпит упрощения; она принадлежит всем и одновременно никому. Её происхождение затерялось, но так ли оно важно? Именно самба – живая, трагическая, страдающая, пульсирующая – является главным действующим лицом романа, вокруг которого сплетаются судьбы, звучат в унисон сердца, рушатся крепости, умирают надежды и рождается музыка. Музыка звучит в каждой строке и в каждом слове, даря великолепные образы и увлекая в свои глубины.
Дориш и Граса, девочки из разных миров, оказываются связаны одиночеством в глухом уголке Бразилии, оторванном от всего мира. В каждой из них живет музыка. Одна обладает чудным голосом певчей птицы, а другая сочиняет стихи в такт мелодиям, что звучат внутри нее. И обе мечтают погрузиться в большой мир. Музыка станет их общей страстью, основой их дружбы и соперничества, и единственным способом сбежать от жизни, к которой они, казалось, приговорены. И однажды это удается. Роман, охватывающий несколько десятков лет, от 1930-х до наших дней, перемещающийся из дремучего бразильского захолустья в сверкающий огнями опасный Рио-де-Жанейро, а затем в Голливуд, полон музыки. Самба, разухабистая и камерная, громкая и едва слышная, звучит с каждой страницы этой книги.
Со всеми представленными в обзоре книгами вы можете познакомиться на абонементе.
Светлана Галактионова,
заведующая отделом абонемента