Нехитрые дачные радости – теплые деньки, прогулки по лесу, рыбалка, купание, разговоры за столом, чаепитие на веранде — источник постоянной ностальгии. Если вы уже перечитали всю классику, где русские помещики пьют чай на крылечке собственной усадьбы или снятой на лето дачи, то вот вам подборка книг современных авторов, посвященных дачному отдыху.
Лаврентьева, Е. В. "Хорошо было жить на даче..." : дачная и усадебная жизнь в фотографиях и воспоминаниях / Лаврентьева Елена Владимировна ; Елена Лаврентьева. - Москва : Этерна, 2011. - 219 с. : ил., портр., факс. ; 30. - Др. кн. авт. на 3-й с. суперобл. - ISBN 978-5-480-00163-1.
Знакомясь с книгой - альбомом Елены Лаврентьевой – такой легкой, «вкусной», летней – удивляешься прежде всего двум вещам. Во-первых, тому, насколько знакомыми и близкими вдруг становятся нам герои фотографий, словно все мы – гости одного большого семейного пикника, устроенного ну никак сто лет назад, а прямо здесь и сейчас. А во-вторых, удивительно это чувство «легкого дыхания», на котором ты буквально «пролетаешь» по страницам дачной жизни, не предполагая даже, что перед тобой результат кропотливого труда исследователя, коллекционера, редактора и автора в одном лице.
«В альбоме представлено около 340 дачных и усадебных фотографий конца XIX - начала XX века, сделанных как любителями, так и фотографами-профессионалами. Среди них – не публиковавшиеся ранее работы А.С. Мазурина, мастера отечественной фотографии. К сожалению, неизвестны судьбы и многочисленных персонажей представленных здесь фотографий. Я радуюсь возможности собрать их вместе: радушных хозяев и беззаботных гостей. Модных дачниц и влюбленных дачников, заботливых нянь и их непослушных воспитанников, крестьянских мальчишек и гимназистов – словом, всех тех, кто спустя сто лет дарит нам мечту о «беспечной, веселой и в то же время достойной жизни». Завершают книгу уникальные семейные архивы, посвященные дачной и усадебной жизни дореволюционной России».
Помимо фотографий в книге есть различные полезные рецепты того времени: против листовой тли, простое птичье пугало, зимняя покрышка земляники, садовые дорожки без сорных трав, полезное свойство листьев томатов, продление сезона фруктов и др. В книге приведены рецепты домашних заготовок и рекламные объявления о продаже всего того, что и сейчас используют горожане на своих приусадебных участках. Также приводятся отрывки произведений разных авторов: А.П. Чехова, В.Я. Брюсова, А.И. Цветаевой, И.А. Бунина, Саши Черного и др. Хотите проникнуться «дачным духом» дореволюционной России, прочитайте эту книгу.
Дача на Петергофской дороге : Проза рус. писательниц первой половины ХIХ в.: [Сб.] / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. Ученова. - М. : Современник, 1986. - 462, [1] с.: ил. - Примеч.: с. 452-462.
Сборник объединяет произведения популярных авторов-женщин прошлого века, активно печатавшихся в журналах «Московский наблюдатель», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Современник». Произведения отмечены яркой творческой индивидуальностью, большинство из них в наше время не переиздавалось.
О чём же писали женщины в 19 веке? В общем-то, о том же, что их коллеги-мужчины. О социальных противоречиях, о фальши света, о предрассудках и общественной молве, о конфликте долга и чувства, о разных отношениях между людьми, о положении женщины.
Повесть Марии Жуковой дала название сборнику. «Дача на Петергофской дороге — это настоящий маленький городок, колония, куда съезжаются со всех концов Петербурга, знакомятся хотя и не скоро, стараются узнать одни о других: кто, откуда, кого принимают, как живут? И таким образом, за недостатком собственной жизни, живут жизнью соседей. Тут завязываются интриги, хотя большею частью в воображении наблюдателей; тут ум изощряется на догадки, тут разыгрывается притворная невнимательность, тут на несколько времени накидывается барская важность, и все это до тех пор, пока к концу лета все узнают друг друга. Любопытство, на минуту пополнившее своими тревогами пустоту, которою все мы и вечно страждем, удовлетворено, и все говорят: «пора в город». Дачи пустеют.»
Сюжет повести довольно распространенный по тем временам: несчастная любовь девушки из небогатой и незнатной семьи к титулованному красавцу. Молодому князю, оказавшемуся на грани финансовой катастрофы, предприимчивая тётка находит богатую невесту. Девушка красива, знает себе цену, не против титула княгини и связей в свете и не питает никаких иллюзий относительно будущего брака. «Прекрасная Мери с этой стороны была очень полезна жителям дач Петергофской дороги. Она занимала не одну дачу, но все окрестные и даже на довольно большое расстояние. И как могло быть иначе? Хороша, невеста и богата! К тому же насмешлива, резва, одета по последней моде: судите поэтому, могла ли быть в человеческом сердце струнка, которую Мери не задела бы, и чувствительным образом! Ее хвалили, бранили, превозносили до небес, о ней рассказывали тысячу анекдотов, ее хотели видеть; одним словом, Мери пользовалась на Петергофской дороге такой популярностью, какая только возможна в нашем степенном и благоразумном мире. Вдруг говорят: Мери выходит замуж! Как тут не взволноваться всем дачам? Каждая оставила на время свои частные интересы и занялась будущей свадьбой. Кто жених? богат ли он? военный? придворный? хорош ли? — вопросам не было конца. Слава богу! на несколько дней было о чем поговорить, потолковать.» Но у Мери есть подруга, подверженная припадкам неизвестной болезни и скрывающая в прошлом разбитое сердце. Источник её тайной любви очевиден, но вот как обернулась эта история вы узнаете, прочитав книгу.
Лейкин, Н. А. Наши забавники : юмористические рассказы / Лейкин Николай Александрович ; Н. А. Лейкин. - [Репринтное воспроизведение издания 1879 года]. - [Москва : В. Секачев, 2020]. - 300 с. - ISBN 978-5-4481-0597-5.
«Бледно-лиловая июньская ночь спустилась над Лесным. Трубят комары. Амалия Богдановна Гельбке, переодевшись из холстинкового платья в блузу, сидит на ступеньках, ведущих на террасу дачи, и отмахивается веткой акации от комаров. Франц Карлыч Гельбке, в старой коломянковой парочке и в гарусных туфлях, поливает из лейки цветы в своей единственной клумбе.»
Какой была дачная жизнь в конце XIX века? О чем тревожились и чем утешались дачники более ста лет назад? Ответы можно найти в сборнике рассказов и очерков Николая Лейкина «Наши забавники». Николай Лейкин - любимец петербургской публики и главный комик своего времени. Он подмечает занимательные детали, которые покажутся знакомыми и смешными и современному человеку.
Здесь и про трудности наёма дачи, и про особенности взаимодействия с сельскими жителями, и про отношения дачников друг с другом, и про грибную и рыбную охоту, и про народные поверья, и, конечно, про русскую душу – такую же обширную и многогранную, как наша страна.
Все на дачу! : [16+] / Рубина Дина Ильинична [и др.]. - Москва : Эксмо, 2020. - 252, [2] с. - ISBN 978-5-04-111263-9.
«Опрятный одноэтажный дом был выкрашен свежей светло-голубой краской и блестел чисто вымытыми окнами, в которых виднелись белые кружевные занавески. Возле крыльца над пышными кустами спиреи гудели большущие шмели. Старый тополь с потрескавшейся от времени корой шелестел над их головами листьями, и в воздухе пахло клейкими тополиными почками, травой и чем-то еще – так, по мнению Даши, должен был пахнуть горячий песок на пляже и река, которая была от дома в двух шагах: можно было выбежать на крыльцо, сбежать вниз по ступеням, потом через двор, по краю тянувшегося вдоль берега луга – и сразу же бултыхнуться в воду. Даша представила, как они сегодня же, разобрав вещи, пойдут на речку, и подумала, что, может быть, это все-таки лучше, чем смотреть дома мультфильмы»
Эта тематическая антология включает семь легких и увлекательных житейских историй от современных российских авторов. В сборнике, посвященном лету, отпуску, каникулам и дачному сезону, вы найдете два рассказа известной писательницы Дины Рубиной, а также пять совершенно новых текстов от молодых и талантливых авторов: Анаит Григорян, Булата Ханова, Марии Авериной, Валерии Пустовой и Татьяны Соловьевой.
В сборнике столько лета, долгожданного тепла, ожидания отпуска и построение планов, что просто дух захватывает. И даже если кажется, что некоторые рассказы не совсем о даче, то вам только кажется! Дача — это некий образ, который воплощает в себе отдых, свободу от условностей, легкость, солнце. И всё это в рассказах есть. И как одному из персонажей Анаит Григорян, дачнице Карине, любящей читать книжки, казалось, что «там всё как будто про неё написано», так и каждый читатель этого сборника, уверена, найдёт здесь что-то по-настоящему своё.
Горбунова, А. Г. Лето : [18+] / Горбунова Алла Глебовна ; Алла Горбунова. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 314, [3] с. ; 21. - (Роман поколения). - ISBN 978-5-17-144702-1.
Книгу Горбуновой формально можно отнести к жанру дневниковой прозы. «Лето» соткано из философских размышлений и мистических озарений, тончайших описаний природы и дачного быта и полных глубокой нежности наблюдений за взрослением ребёнка. Это до предела обнажённый, обжигающий, насыщенный текст:
«Хочется есть ягоды, ходить на озёра, качаться на нашей качели на лужайке, наблюдать как уже начинают темнеть ночи и приходится включать фонари. Но совсем не хочется, чтобы лето кончалось. Хочется, чтобы оно было долгим, очень долгим, чтобы мы еще покупались, позагорали, чтобы не надо было никуда уезжать с дачи, чтобы Егор бегал раздетый по пляжу и так бы и длилась наша вечность, без перемен, без времени.»
Нестерова, Н. Гости съезжались на дачу : роман : [16+] / Нестерова Наталья ; Наталья Нестерова. - Москва : АСТ, Жанры, 2021. - 316, [1] с. ; 21. - (Между нами, девочками). - ISBN 978-5-17-127427-6.
«Они прошлись по участку. Дуню подмывало рассказать, как было раньше. Каждый уголок был связан с воспоминаниями. Тут мама сажала клубнику. Наблюдали, как красиво кружили птицы. Оказалось – попортили все ягоды. На следующий год они с папой делали огородные чучела, собрав домашнее тряпье. Чучела были именными: негритянка (черная резиновая камера вместо головы) в пестром, разлетающемся под ветром мамином пеньюаре, хиппи-бой с волосами из пакли и в старых папиных клетчатых сорочках, моряк-с-печки-бряк в папиной тельняшке и маминых трениках.»
«Тёщин Язык» — обычный посёлок ‑ «полуостров» в излучине реки. Здесь всего четыре дома. В каждом доме, на каждом участке, безмятежно течёт своя привычная жизнь, но все жители вольно-невольно знакомы между собой. Пожилая чета дядя Саша и его супруга Ольга Егоровна. Они живут на даче постоянно в течении всего года, копают огород, держат хозяйство и мечтают прикупить дом у молоденькой соседки. Дуне (та самая соседка) дача досталась по наследству и хотя она не так уж часто приезжает сюда, но продавать не спешит, потому как это её светлые воспоминания о детстве и умерших родителях. Брутальный мужчина по прозвищу Ангел. Имеет многочисленное потомство и двух очень странных друзей детства — Харю (красивого, импозантного мужчину с философским складом ума и взрывным характером) и Галю (не удивляйтесь, но это тоже мужчина!). И последний дом, несчастливый, его постоянно продают-покупают, а в данный момент его занимает Алла, столичная бизнес леди.
Вот из-за дачи Аллы и было однажды нарушено мирное течение летнего благополучия — на пороге её дома появились «чёрные риелторы» и объявили хозяйке, чтобы она немедленно покинула дом, так как он теперь принадлежит новым владельцам. И в эту ситуацию оказались вовлечены все жители поселка. Да, победа лёгкой не была! За неё пришлось побороться! Но можно ещё раз убедиться в том, что честность, порядочность и отвага всегда победят подлость, злобу и алчность. Обыкновенные, на первый взгляд, люди становятся сильными, бесстрашными и по‑настоящему мужественными героями.
Лавринович, А. Все из-за тебя : [16+] / Лавринович Ася ; Ася Лавринович. - Москва : Like book : Эксмо, 2023. - 315, [3] с. ; 21. - Др. работы авт. на 4-й с. обл. - ISBN 978-5-04-177061-7.
«Местом для поцелуев выбрали старый сарай. Когда-то дедушка хранил в нем инструменты: грабли, лопаты, проржавевшие старые лейки. С тех пор как его не стало, бабушка почти не заглядывала сюда. Участок возле дома каждое лето прорастал травой, над ней кружили шмели и бабочки. Бабуля лишь протаптывала дорожку к калитке, по которой ходила в магазин или на почту.»
Маша Раева никогда не любила приезжать на дачу. Особенно после той дурацкой истории, когда невыносимый и дерзкий сосед Йован Гарбич развел ее на поцелуй. Прошло два года, и Маша уже забыла о нем. Этим летом она помогает бабушке на участке, а по вечерам купается в озере и ходит на свидания с Леней, очаровательным, умным и таинственным писателем. И все бы ничего, но тут внезапно объявляется Йован. Он сильно изменился и возмужал, но, похоже, остался все таким же придурком. На этот раз Маша не позволит ему превратить свою жизнь в кошмар. Только вот почему она не может выкинуть этого парня из головы? Романтическая история любви молодых людей, оказавшихся соседями по даче. Одна случайная встреча удивительным образом перевернула их жизнь.
Мартен-Люган, А. Отель "Дача" : роман : [16+] / Мартен-Люган Аньес, Добробабенко Наталья ; Аньес Мартен-Люган ; перевод с французского Натальи Добробабенко. - Москва : АСТ : Corpus, 2022. - 345, [1] с. ; 21. - (Счастливые люди). - ISBN 978-5-17-137508-9.
Отель «Дача» – кусочек русской культуры на юге Франции и уютный уголок, куда приезжают на летний отдых французы и иностранцы. Гостиница, принадлежащая обаятельной паре Джо и Маше, становится спасительным местом для Эрмины. Она оказалась здесь совсем молодой девушкой, потерянной и разбитой, устроилась на работу и в результате обрела все, о чем только можно мечтать. Сейчас она счастливая мать, жена и человек, нашедший свое место в жизни. Но появление на «Даче» сына хозяев Василия вносит разлад в привычную идиллию. Сказать больше – значит раскрыть историю, в которой заключено немало секретов. Вы почувствуете себя как дома в этом уютном уголке Прованса. «Отель «Дача» – это роман, который не оставит неизгладимых впечатлений, но принесет вам много приятных моментов благодаря своей легкости.
«Дача» родилась из моей потребности в ней, из моей неотступной мечты в тревожное время, которое нам всем выпало пережить. Я долго искала и наконец нашла место, где могла бы вновь обрести все, чего мне остро не хватало, в окружении моих персонажей, которых я так люблю, с их силой и слабостями, горестями и испытаниями. Место, где можно предаться ностальгии и вволю насладится ею. Место, где люди обнимаются и танцуют, где свободно выплескивают радость» (Аньес Мартен-Люган)
Все представленные в обзоре книги ждут вас в отделе абонемента (1 этаж, кабинет 103).
Заведующая абонементом Галактионова Светлана