В очередном выпуске «Литературного четверга» речь пойдет о сказках, мифах и тайных смыслах народных текстов, фольклорной прозе и традициях белорусско-русского пограничья.
Жили-были сказки : [для младшего школьного возраста : 6+] / Хрусталева Анна Н., Авакянц Анна ; сост.: А. Н. Хрусталева ; [ил.: Анна Авакянц и др.]. - Москва : Perspéctum : Проект Медиа Груп, 2023 [т. е. 2022]. - 178 с. : ил., цв. ил., портр. ; 23. - ISBN 978-5-7151-0580-6.
Ничто не расскажет о национальном характере лучше и вместе с тем поэтичнее, чем сказка. Ведь сквозь фантастическую фабулу и волшебные образы тут отчетливо проступают главные жизненные принципы народа, нормы его морали, самобытное мироощущение, уникальный бытовой колорит. Перед вами сборник в котором представлены современные авторские переложения 26 народных сказок: кавказских, азиатских, скандинавских, славянских и т.д. Иногда сюжеты роднят их между собой, но если повнимательнее присмотреться – и двух одинаковых не найти. На станицах книги вы найдете шведскую народную сказку «Подарки для Санта-Клауса»; киргизскую народную сказку «Легенда об Иссык-Куле»; русскую народную сказку «Дурак и береза»; китайскую народную сказку «Гора Солнца»; белорусскую народную сказку «Кулик»; азербайджанскую народную сказку «Умная жена» и др.
Стоит отметить, что данная книга проект не только литературный, но еще и художественный. Над иллюстрациями к книге работали 27 молодых, причем уже знаменитых иллюстраторов из разных стран мира. Это дополняет и усиливает впечатление при прочтении сказок. Вот что говорят о своей книге её издатели: - «Задумывая книгу сказок, которую вы держите в руках, мы много думали, что отличает нас и наших соседей друг от друга. Какие сюжеты ярче проиллюстрируют особенности наших «корневых систем» и мировоззрений. Но еще больше размышляли о том, как показать нашу общность. А потом поняли, что не надо ничего придумывать. Сказки говорят сами за себя, каждой строчкой открывая нам единственную простую истину: где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, нам светит одно солнце и под единым куполом неба любой из нас мечтает о счастье, победе добра над злом и торжестве справедливости.» Очень правильные слова в наше непростое время!
Сказки о мастерах и ремеслах : [для младшего и среднего школьного возраста : 6+] / Пленар Марилин, Вендлин Жюли, Левина Изабелла ; тексты собрала и обработала Марилин Пленар ; иллюстрации Жюли Вендлин ; [перевод с французского Изабеллы Левиной]. - Москва : Редкая птица, 2015. - 120 с. : цв. ил. ; 22. - (Караван сказок). - ISBN 978-5-9905499-7-5.
Эта книга выпущена в серии «Караван сказок». Как и в первой книге, представленной в обзоре, здесь собраны сказки народов мира – конголезские, кельтские, индийские, нигерийские, канадские и др. Но в отличие от предыдущей книги, эти сказки повествуют о самых разных мастерах и ремесленниках, от портных и плотников, до ювелиров и краснодеревщиков. Они пришли чтобы рассказать о своих рабочих буднях. В разных странах они называются по-разному, но всегда и везде высоко ценятся настоящее мастерство, умелые руки и преданность делу.
Легенды, поговорки и интересные факты из истории вы найдете в комментариях к каждой сказке. Вот такая легенда представлена в книге после грузинской сказки «Профессор, привыкший выражаться сложно, и моряк, который был груб как сапожник» - «С моряками связано множество предрассудков. В Англии считается, что встреченного моряка нужно уколоть иголкой, чтобы убедиться, что перед вами не привидение; во Франции говорят, что если дотронуться до красного помпона на берете моряка, это принесет удачу…». Или следующий интересный факт после испанской сказки «Цирюльник и святой с деревянной бородой» - «В старину цирюльник не только стриг волосы и брил бороду. Он был отчасти журналистом: у него посетители узнавали все самые свежие новости; отчасти зубным врачом; отчасти хирургом: он делал кровопускания, вскрывал гнойники, ставил банки…Позже эти профессии разделились, и стали различаться цирюльник-парикмахер, который занимался волосами и бородой, и цирюльник-хирург, который делал разнообразные операции, потому что врачи в те времена хирургией не занимались.»
Нижинская, У. Недетские сказки : тайные смыслы народных текстов : [18+] / Нежинская Ульяна ; Ульяна Нижинская. - Москва : АСТ, 2024. - 317, [2] с., [10] л. цв. ил. ; 22. - (Искусство без купюр). - Библиография в подстрочных примечаниях. - ISBN 978-5-17-151817-2.
Эта книга не только и не столько про сказки, сколько про обряды, традиции и верования наших предков. Она увлекает с первых страниц и переносит читателя в мир фольклора, традиций и обычаев не только славян, но и других народов мира. Прочитав эту книгу многие из нас, возможно, с удивлением узнают, что не просто так баба Яга детей на лопату сажала и почему у неё избушка именно на курьих ножках, куда летят гуси-лебеди и зачем дети прятались от них в печи, почему «Морозко» является древнейшей сказкой на земле, о чём молчат мёртвая царевна и семеро богатырей, и как древняя сказка отразила взаимоотношения между мужчиной и женщиной? На все эти вопросы и многие другие, вы найдете ответ из книги.
А ещё, если вы считаете, что дурак - это персонаж исключительно русских народных сказок, вы глубоко ошибаетесь. В фольклоре многих стран есть свои Иванушки да Емели дурачки. Это и итальянский Пьетро, норвежский Ашлад, датский дурень Ганс, японский глупец Ётаро и др. У Кащея Бессмертного по миру тоже много двойников – итальянского зовут Тело-Без-Души, в сказках трансильванских саксов Кащей Бессмертный это женщина, у североамериканских индейцев её зовут – Девушка, Ставшая Медведем. Иностранных персонажей, похожих на нашего Кащея не счесть. Это и людоед Бездушный из немецкого фольклора, который скрывает свою жизнь в ларце. И кельтское морское чудовище, чья душа заключена в яйце, спрятанном в форели и др. Перед вами 320 страниц увлекательного чтения. Кроме этого с помощью qr-кодов, представленных в книге, можно ознакомиться с дополнительной информацией или с картинами и иллюстрациями.
Ульяна Нежинская помогает взглянуть на сказку глазами того древнего человека, который её создал. Современному читателю многое в старинных сказках кажется нелогичным и вообще неясным, так как он пытается объяснить события давно минувших лет, опираясь на моральные ценности современного общества. Но сказка родилась не сегодня, а в глубокой древности. Поэтому, стоит нам применить знания прошлого, как всё в ней приобретает ясность: действия героев становятся логичными, а события, вытекающие из этих действий, – закономерными. Перед нами открываются волшебные двери в духовный мир наших предков с экскурсом в нашу с вами древнюю культуру, обычаи и обряды, быт и веру предков, которые почти утрачены. Это еще и связующая ниточка между народами и континентами, как оказалось, читающими одни и те же сказки с разными главными героями уже долгие сотни лет.
Христофорова, О. Мифы северных народов России : от творца Нума и ворона Кутха до демонов кулей и злых духов кана : [16+] / Христофорова Ольга ; Ольга Христофорова. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2023. - 286, [1] с. : ил. ; 20. - (Мифы от и до. Россия). - Библиография: 273-280 (81 название). - ISBN 978-5-00214-192-0 (в пер.)
Север, Сибирь и Дальний Восток, мы мало знаем о жизни коренных народов этого региона и зачастую строим представление о ней, основываясь на стереотипах. Цельный взгляд на мифологию 40 северных народов России представлен в книге антрополога, фольклориста, доктора филологических наук Ольги Христофоровой. Культура и мифология северных народов России очень своеобразна. Фольклор в значительной степени зависит от ландшафтно-климатической зоны, в которой живут люди, а также от их типа хозяйства и социальной организации. В мифах чукчей будут фигурировать кит и белый медведь, у нанайцев Амура — тигр, широко распространено у хантов почитание лося. Этиологические мифы, предания, былички, эпические песни, сказания, обряды и заговоры, шаманские верования, ритуалы, как шаманы проходят инициацию и путешествуют по сферам мироздания, их главные функции и цели камланий, и какие тайны мироздания можно открыть, посмотрев на шаманский бубен. Об этом расскажет книга.
Кроме этого, вы узнаете, как разные народы Севера объясняли происхождение вселенной и ее устройство. Откуда на луне пятна и как появились созвездия. Из книги: - «Любопытно, что мифология некоторых северных народов связывала Млечный Путь и радугу. Северные селькупы полагали, что Млечный Путь – это «ночная радуга», он образуется из дыма и искр от очага чума Небесной старухи-матери и задерживает тьму – злое начало ночи». Как связаны между собой Верхний, Средний и Нижний миры, кто их населяет, а кто является посредником между ними? Как в мифологии разных народов описываются процессы сотворения людей, животных и всего сущего? Кто подарил людям важные знания и законы? Рассказ о мифологии дополняется историей освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока, что позволяет вспомнить имена великих русских путешественников и этнографов, узнать, как русские люди общались с местным населением и почему боялись его. Очень интересная и познавательная книга для широкого круга читателей, для тех, кто хочет познакомиться с традициями и верованиями северных народов.
«Петух на три области поёт...» : фольклорная традиция белорусско-русского пограничья : [сборник текстов различных жанров] / Мороз Андрей Борисович, Белова Ольга Владиславовна ; составители: Мороз А. Б., Белова О. В., Кувшинская Ю. М. и др.] ; вступительные статьи, комментарии, указатели: А. В. Мороз, О. В. Белова, М. А. Чайкина [и др.] ; под общей редакцией А. Б. Мороза. - Москва : Неолит, 2022. - 557, [1] с. ; 22. - Библиография: с. 548-555. - ISBN 978-5-6044697-8-1.
Материал для книги был собран в ходе фольклорных экспедиций ведущих отечественных ученых, список участников экспедиций представлен в конце книги. Вниманию читателей предложены тексты разных жанров. Объединяет все эти тексты то, что они были записаны на мультикультурной территории, расположенной по обе стороны границы России и Беларуси. Публикуются материалы, записанные в ходе экспедиций 2013–2019 гг. в Велижском р-не Смоленской области, Злынковском р-не Брянской области, Себежском р-не Псковской области, а также в Чериковском и Кричевском р-нах Могилевской области и Россонском р-не Витебской области Республики Беларусь.
На протяжении веков эта территория была зоной межэтнического, межконфессионального и межрегионального взаимодействия, что способствовало формированию особой идентичности местных жителей. С одной стороны, они ощущают себя людьми границы, и граница постоянно присутствует в их сознании, с другой — частью этнической и религиозной общности, определить которую для них не всегда бывает просто; наиболее частое самоименование — тутэйши. Эта ситуация ярко отражается в фольклоре, мифологии, обрядности. В книгу вошли легенды, стереотипные описания представителей других этносов и конфессий, народная медицина и лечебные заговоры, описания календарных обрядов, легенды и просто фрагменты разговоров о людях иной национальности или веры. Список информантов, которые делились своими воспоминаниями также представлен в книге. Интересно познакомиться со словарем диалектных и малоизвестных слов. Вужака – змея; вилы – ухват; драпежный –хищный; черет- камыш и др. слова, употребляемые населением разных областей, можно найти в этом словаре. Все тексты публикуются впервые.
"Когда сосна корнем вверх приживется..." : фольклорная проза белорусско-русского пограничья : [сборник] / Кувшинская Юлия Михайловна, Мороз Андрей Борисович ; сост., вступ. статьи, коммент., указ.: Ю. М. Кувшинской [и др.] ; под общ. ред. А. Б. Мороза. - Москва : Неолит, 2023. - 394, [3] с. ; 22. - Библиография в конце книги. - Словарь диалектизмов и малопонятных слов: с. 387-390. - ISBN 978-5-6049648-1-1.
Это продолжение предыдущего сборника «Петух на три области поёт…». Здесь представлены тексты так называемой несказочной прозы: рассказы исторического и квазиисторического содержания (предания) и мифологические рассказы (былички). Такое сочетание позволяет читателю, с одной стороны, посмотреть глазами местных жителей на историю края, насыщенную разнообразными событиями глобального и частного масштаба, с другой - увидеть ту воображаемую, но тоже кажущуюся реальной тайную, скрытую загадочную жизнь деревень, лесов, водоемов, населенных мифическими существами. Колдуны и ведьмы, русалки, домашние духи, лесные и полевые духи, черти, привидения. Два взгляда на одну и ту же жизнь и на одно и то же пространство - мифологический и исторический - и взаимодействие двух родственных культур - русской и белорусской - создают возможность увидеть закономерности развития фольклорной традиции или просто окунуться в уникальный мир традиционной культуры этого региона, в котором архаические мифологические модели и современное мировоззрение сосуществуют и подпитывают друг друга.
Территория, на которой производились исследования, на протяжении многих веков были ареной войн, восстаний, религиозных конфликтов. Эти земли многократно переходили от одного государства к другому. Все это отражается в фольклорной памяти о прошлом, персонажи и события прошлых веков становятся важными знаками эпох, ориентирами в прошлом и настоящем. В публикуемых текстах чудо и пророчество помещены в повседневный или конкретно-исторический контексты: помещик, лишенный имения в годы Гражданской войны, предсказывает неэффективность колхозного строя, сосна, посаженная корнями вверх и проросшая, говорит о скором поражении Наполеона, утонувший в реке фашистский танк заключает в себе клад, за которым охотятся местные подростки и который охраняют русалки. Тексты, представленные в книге, представляют собой дословную расшифровку аудиозаписей и все, за небольшим исключением, публикуются впервые. Сборник снабжен обширным справочным аппаратом: комментариями к текстам, сведениями об их происхождении (где, когда, кем и от кого была произведена запись), словарем диалектизмов и малопонятных слов, сюжетно-мотивными указателями, списком населенных пунктов, где были сделаны записи. Публикуемые в этой книге материалы и исследования представляют читателям результаты очередного этапа этих перспективных изысканий.
Все представленные в обзоре книги находятся в отделе абонемента, если вы подробнее хотите познакомиться с ними приходите в кабинет № 103, первый этаж. Телефон абонемента 72-84-03
Ольга Крупская,
главный библиотекарь абонемента