В очередном выпуске «Литературного четверга» речь пойдет о сказках, мифах и тайных смыслах народных текстов, фольклорной прозе и традициях белорусско-русского пограничья.

Жили-были сказки : [для младшего школьного возраста : 6+] / Хрусталева Анна Н., Авакянц Анна ; сост.: А. Н. Хрусталева ; [ил.: Анна Авакянц и др.]. - Москва : Perspéctum : Проект Медиа Груп, 2023 [т. е. 2022]. - 178 с. : ил., цв. ил., портр. ; 23. - ISBN 978-5-7151-0580-6.

Ничто не расскажет о национальном характере лучше и вместе с тем поэтичнее, чем сказка. Ведь сквозь фантастическую фабулу и волшебные образы тут отчетливо проступают главные жизненные принципы народа, нормы его морали, самобытное мироощущение, уникальный бытовой колорит. Перед вами сборник в котором представлены современные авторские переложения 26 народных сказок: кавказских, азиатских, скандинавских, славянских и т.д. Иногда сюжеты роднят их между собой, но если повнимательнее присмотреться – и двух одинаковых не найти. На станицах книги вы найдете шведскую народную сказку «Подарки для Санта-Клауса»; киргизскую народную сказку «Легенда об Иссык-Куле»; русскую народную сказку «Дурак и береза»; китайскую народную сказку «Гора Солнца»; белорусскую народную сказку «Кулик»; азербайджанскую народную сказку «Умная жена» и др.skazki0

Стоит отметить, что данная книга проект не только литературный, но еще и художественный. Над иллюстрациями к книге работали 27 молодых, причем уже знаменитых иллюстраторов из разных стран мира. Это дополняет и усиливает впечатление при прочтении сказок. Вот что говорят о своей книге её издатели: - «Задумывая книгу сказок, которую вы держите в руках, мы много думали, что отличает нас и наших соседей друг от друга. Какие сюжеты ярче проиллюстрируют особенности наших «корневых систем» и мировоззрений. Но еще больше размышляли о том, как показать нашу общность. А потом поняли, что не надо ничего придумывать. Сказки говорят сами за себя, каждой строчкой открывая нам единственную простую истину: где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, нам светит одно солнце и под единым куполом неба любой из нас мечтает о счастье, победе добра над злом и торжестве справедливости.» Очень правильные слова в наше непростое время!

Сказки о мастерах и ремеслах : [для младшего и среднего школьного возраста : 6+] / Пленар Марилин, Вендлин Жюли, Левина Изабелла ; тексты собрала и обработала Марилин Пленар ; иллюстрации Жюли Вендлин ; [перевод с французского Изабеллы Левиной]. - Москва : Редкая птица, 2015. - 120 с. : цв. ил. ; 22. - (Караван сказок). - ISBN 978-5-9905499-7-5.

Эта книга выпущена в серии «Караван сказок». Как и в первой книге, представленной в обзоре, здесь собраны сказки народов мира – конголезские, кельтские, индийские, нигерийские, канадские и др. Но в отличие от предыдущей книги, эти сказки повествуют о самых разных мастерах и ремесленниках, от портных и плотников, до ювелиров и краснодеревщиков. Они пришли чтобы рассказать о своих рабочих буднях. В разных странах они называются по-разному, но всегда и везде высоко ценятся настоящее мастерство, умелые руки и преданность делу.skazki1

Легенды, поговорки и интересные факты из истории вы найдете в комментариях к каждой сказке. Вот такая легенда представлена в книге после грузинской сказки «Профессор, привыкший выражаться сложно, и моряк, который был груб как сапожник» - «С моряками связано множество предрассудков. В Англии считается, что встреченного моряка нужно уколоть иголкой, чтобы убедиться, что перед вами не привидение; во Франции говорят, что если дотронуться до красного помпона на берете моряка, это принесет удачу…». Или следующий интересный факт после испанской сказки «Цирюльник и святой с деревянной бородой» - «В старину цирюльник не только стриг волосы и брил бороду. Он был отчасти журналистом: у него посетители узнавали все самые свежие новости; отчасти зубным врачом; отчасти хирургом: он делал кровопускания, вскрывал гнойники, ставил банки…Позже эти профессии разделились, и стали различаться цирюльник-парикмахер, который занимался волосами и бородой, и цирюльник-хирург, который делал разнообразные операции, потому что врачи в те времена хирургией не занимались.»

Нижинская, У.  Недетские сказки : тайные смыслы народных текстов : [18+] /  Нежинская Ульяна ; Ульяна Нижинская. - Москва : АСТ, 2024. - 317, [2] с., [10] л. цв. ил. ; 22. - (Искусство без купюр). - Библиография в подстрочных примечаниях. - ISBN 978-5-17-151817-2.

Эта книга не только и не столько про сказки, сколько про обряды, традиции и верования наших предков. Она увлекает с первых страниц и переносит читателя в мир фольклора, традиций и обычаев не только славян, но и других народов мира. Прочитав эту книгу многие из нас, возможно, с удивлением узнают, что не просто так баба Яга детей на лопату сажала и почему у неё избушка именно на курьих ножках, куда летят гуси-лебеди и зачем дети прятались от них в печи, почему «Морозко» является древнейшей сказкой на земле, о чём молчат мёртвая царевна и семеро богатырей, и как древняя сказка отразила взаимоотношения между мужчиной и женщиной? На все эти вопросы и многие другие, вы найдете ответ из книги.

А ещё, если вы считаете, что дурак - это персонаж исключительно русских народных сказок, вы глубоко ошибаетесь. В фольклоре многих стран есть своskazki2и Иванушки да Емели дурачки. Это и итальянский Пьетро, норвежский Ашлад, датский дурень Ганс, японский глупец Ётаро и др. У Кащея Бессмертного по миру тоже много двойников – итальянского зовут Тело-Без-Души, в сказках трансильванских саксов Кащей Бессмертный это женщина, у североамериканских индейцев её зовут – Девушка, Ставшая Медведем. Иностранных персонажей, похожих на нашего Кащея не счесть. Это и людоед Бездушный из немецкого фольклора, который скрывает свою жизнь в ларце. И кельтское морское чудовище, чья душа заключена в яйце, спрятанном в форели и др. Перед вами 320 страниц увлекательного чтения. Кроме этого с помощью qr-кодов, представленных в книге, можно ознакомиться с дополнительной информацией или с картинами и иллюстрациями.

Ульяна Нежинская помогает взглянуть на сказку глазами того древнего человека, который её создал. Современному читателю многое в старинных сказках кажется нелогичным и вообще неясным, так как он пытается объяснить события давно минувших лет, опираясь на моральные ценности современного общества. Но сказка родилась не сегодня, а в глубокой древности. Поэтому, стоит нам применить знания прошлого, как всё в ней приобретает ясность: действия героев становятся логичными, а события, вытекающие из этих действий, – закономерными. Перед нами открываются волшебные двери в духовный мир наших предков с экскурсом в нашу с вами древнюю культуру, обычаи и обряды, быт и веру предков, которые почти утрачены. Это еще и связующая ниточка между народами и континентами, как оказалось, читающими одни и те же сказки с разными главными героями уже долгие сотни лет.

Христофорова, О. Мифы северных народов России : от творца Нума и ворона Кутха до демонов кулей и злых духов кана : [16+] / Христофорова Ольга ; Ольга Христофорова. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2023. - 286, [1] с. : ил. ; 20. - (Мифы от и до. Россия). - Библиография: 273-280 (81 название). - ISBN 978-5-00214-192-0 (в пер.)

Север, Сибирь и Дальний Восток, мы мало знаем о жизни коренных народов этого региона и зачастую строим представление о ней, основываясь на стереотипах. Цельный взгляд на мифологию 40 северных народов России представлен в книге антрополога, фольклориста, доктора филологических наук Ольги Христофоровой. Культура и мифология северных народов России очень своеобразна. Фольклор в значительной степени зависит от ландшафтно-климатической зоны, в которой живут люди, а также от их типа хозяйства и социальной организации. В мифах чукчей будут фигурировать кит и белый медведь, у нанайцев Амура — тигр, широко распространено у хантов почитание лося. Этиологические мифы, предания, былички, эпические песни, сказания, обряды и заговоры, шаманские верования, ритуалы, как шаманы проходят инициацию и путешествуют по сферам мироздания, их главные функции и цели камланий, и какие тайны мироздания можно открыть, посмотрев на шаманский бубен. Об этом расскажет книга.skazki3

Кроме этого, вы узнаете, как разные народы Севера объясняли происхождение вселенной и ее устройство. Откуда на луне пятна и как появились созвездия. Из книги: - «Любопытно, что мифология некоторых северных народов связывала Млечный Путь и радугу. Северные селькупы полагали, что Млечный Путь – это «ночная радуга», он образуется из дыма и искр от очага чума Небесной старухи-матери и задерживает тьму – злое начало ночи». Как связаны между собой Верхний, Средний и Нижний миры, кто их населяет, а кто является посредником между ними? Как в мифологии разных народов описываются процессы сотворения людей, животных и всего сущего? Кто подарил людям важные знания и законы? Рассказ о мифологии дополняется историей освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока, что позволяет вспомнить имена великих русских путешественников и этнографов, узнать, как русские люди общались с местным населением и почему боялись его. Очень интересная и познавательная книга для широкого круга читателей, для тех, кто хочет познакомиться с традициями и верованиями северных народов.

«Петух на три области поёт...» : фольклорная традиция белорусско-русского пограничья : [сборник текстов различных жанров] / Мороз Андрей Борисович, Белова Ольга Владиславовна ; составители: Мороз А. Б., Белова О. В., Кувшинская Ю. М. и др.] ; вступительные статьи, комментарии, указатели: А. В. Мороз, О. В. Белова, М. А. Чайкина [и др.] ; под общей редакцией А. Б. Мороза. - Москва : Неолит, 2022. - 557, [1] с. ; 22. - Библиография: с. 548-555. - ISBN 978-5-6044697-8-1.

Материал для книги был собран в ходе фольклорных экспедиций ведущих отечественных ученых, список участников экспедиций представлен в конце книги. Вниманию читателей предложены тексты разных жанров. Объединяет все эти тексты то, что они были записаны на мультикультурной территории, расположенной по обе стороны границы России и Беларуси.  Публикуются материалы, записанные в ходе экспедиций 2013–2019 гг. в Велижском р-не Смоленской области, Злынковском р-не Брянской области, Себежском р-не Псковской области, а также в Чериковском и Кричевском р-нах Могилевской области и Россонском р-не Витебской области Республики Беларусь. skazki4

На протяжении веков эта территория была зоной межэтнического, межконфессионального и межрегионального взаимодействия, что способствовало формированию особой идентичности местных жителей. С одной стороны, они ощущают себя людьми границы, и граница постоянно присутствует в их сознании, с другой — частью этнической и религиозной общности, определить которую для них не всегда бывает просто; наиболее частое самоименование — тутэйши. Эта ситуация ярко отражается в фольклоре, мифологии, обрядности. В книгу вошли легенды, стереотипные описания представителей других этносов и конфессий, народная медицина и лечебные заговоры, описания календарных обрядов, легенды и просто фрагменты разговоров о людях иной национальности или веры. Список информантов, которые делились своими воспоминаниями также представлен в книге. Интересно познакомиться со словарем диалектных и малоизвестных слов. Вужака – змея; вилы – ухват; драпежный –хищный; черет- камыш и др. слова, употребляемые населением разных областей, можно найти в этом словаре. Все тексты публикуются впервые.

"Когда сосна корнем вверх приживется..." : фольклорная проза белорусско-русского пограничья : [сборник] / Кувшинская Юлия Михайловна, Мороз Андрей Борисович ; сост., вступ. статьи, коммент., указ.: Ю. М. Кувшинской [и др.] ; под общ. ред. А. Б. Мороза. - Москва : Неолит, 2023. - 394, [3] с. ; 22. - Библиография в конце книги. - Словарь диалектизмов и малопонятных слов: с. 387-390. - ISBN 978-5-6049648-1-1.

Это продолжение предыдущего сборника «Петух на три области поёт…». Здесь представлены тексты так называемой несказочной прозы: рассказы исторического и квазиисторического содержания (предания) и мифологические рассказы (былички). Такое сочетание позволяет читателю, с одной стороны, посмотреть глазами местных жителей на историю края, насыщенную разнообразными событиями глобального и частного масштаба, с другой - увидеть ту воображаемую, но тоже кажущуюся реальной тайную, скрытую загадочную жизнь деревень, лесов, водоемов, населенных мифическими существами. Колдуны и ведьмы, русалки, домашние духи, лесные и полевые духи, черти, привидения.  Два взгляда на одну и ту же жизнь и на одно и то же пространство - мифологический и исторический - и взаимодействие двух родственных культур - русской и белорусской - создают возможность увидеть закономерности развития фольклорной традиции или просто окунуться в уникальный мир традиционной культуры этого региона, в котором архаические мифологические модели и современное мировоззрение сосуществуют и подпитывают друг друга.  skazki5

Территория, на которой производились исследования, на протяжении многих веков были ареной войн, восстаний, религиозных конфликтов. Эти земли многократно переходили от одного государства к другому. Все это отражается в фольклорной памяти о прошлом, персонажи и события прошлых веков становятся важными знаками эпох, ориентирами в прошлом и настоящем. В публикуемых текстах чудо и пророчество помещены в повседневный или конкретно-исторический контексты: помещик, лишенный имения в годы Гражданской войны, предсказывает неэффективность колхозного строя, сосна, посаженная корнями вверх и проросшая, говорит о скором поражении Наполеона, утонувший в реке фашистский танк заключает в себе клад, за которым охотятся местные подростки и который охраняют русалки. Тексты, представленные в книге, представляют собой дословную расшифровку аудиозаписей и все, за небольшим исключением, публикуются впервые. Сборник снабжен обширным справочным аппаратом: комментариями к текстам, сведениями об их происхождении (где, когда, кем и от кого была произведена запись), словарем диалектизмов и малопонятных слов, сюжетно-мотивными указателями, списком населенных пунктов, где были сделаны записи. Публикуемые в этой книге материалы и исследования представляют читателям результаты очередного этапа этих перспективных изысканий.

Все представленные в обзоре книги находятся в отделе абонемента, если вы подробнее хотите познакомиться с ними приходите в кабинет № 103, первый этаж. Телефон абонемента 72-84-03

Ольга Крупская,

главный библиотекарь абонемента 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество