Отдел литературы по культуре и искусству завершает цикл обзоров, посвященных творчеству советских композиторов, в чьих произведениях отразилась Великая Отечественная война. Речь пойдет о Сергее Сергеевиче Прокофьеве, которому в 2021 году исполнится 130 лет.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) ‒ советский композитор, пианист, дирижер. Народный артист РСФСР (1947), лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 – трижды, 1947, 1952).
Сергей Прокофьев считается одним из самых значительных и исполняемых композиторов XX века. Уже современники давали высокую оценку его музыкальному наследию. Они отмечали силу дарования музыканта, оригинальность, разнообразие и объем творчества, мастерство и определенность художественного облика.
Сергей Прокофьев писал во всех современных ему жанрах: оперы, балеты, симфонии, концерты для сольного инструмента с оркестром, сонаты, оратории, кантаты, камерные и инструментальные сочинения, музыку для кино и театра. Впоследствии было издано двадцать томов музыкальных сочинений композитора.
Особым периодом в творческой жизни Сергея Прокофьева стала Великая Отечественная война. Как писал музыковед Израиль Нестьев: «Тяжелые испытания, выпавшие на долю советского народа, усилили в композиторе сыновью любовь к России, заставили его еще сознательнее выявить национальную природу своего искусства». В результате мастер создал ряд патриотических произведений, многие из которых до сих пор считаются его лучшими творениями.
Именно в военную пору в Сергее Прокофьеве признали выдающегося советского музыканта и удостоили его множеством почетных званий и правительственных наград.
Начало Великой Отечественной войны композитор встретил в Москве. Как и многие деятели искусства, он своим творчеством немедленно откликнулся на происходящие грозные события.
Прежде всего Сергей Прокофьев обратился к сочинению песен и маршей для Советской Армии. В июле 1941 года были написаны «Симфонический марш» и Марш для духового оркестра. Еще ранее, в конце июня, появилась оставшаяся незамеченной «Красноармейская песня» на стихи Владимира Маяковского. Композитор очень серьезно относился к своим агитационным военным произведениям и следил за их распространением.
В начале августа 1941 года Сергей Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, в Нальчик. Музыкант надеялся на скорое возвращение в столицу. Однако в эвакуации он провел более двух лет.
В Нальчике Сергей Прокофьев продолжил заниматься творчеством. Охваченный патриотическим порывом, он много времени посвятил работе над самым своим грандиозным сочинением ‒ оперой «Война и мир». Первые ее наброски появились еще весной 1941 года, а последовавшая всенародная борьба с фашизмом убедила композитора в необходимости создания этой музыкальной эпопеи. Тогда Сергею Прокофьеву стали по-особому близки страницы романа, повествующие о борьбе русского народа с армией Наполеона в 1812 году и об изгнании ее с русской земли.
«Не могу припомнить, чтобы за время нашей совместной жизни он отдавал еще какому-либо своему произведению столько времени, столько душевных сил», ˗ рассказывала его жена Мира Мендельсон.
Одновременно Сергей Прокофьев сочинял и музыку других жанров. В середине октября была завершена сюита «1941 год». Ее замысел родился под впечатлением от начавшейся войны. Сочинение состояло из трех зарисовок: «В бою», «Ночью», «За братство народов». Сам Сергей Прокофьев описывал свое произведение так: «Первая ‒ картина горячего боя, воспринимаемого слушателями то как бы издалека, то словно на поле сражения; вторая ‒ поэзия ночи, в которую врывается напряжение приближающихся боев; в третьей ‒ торжественно-лирический гимн победе и братству народов».
Спустя полтора года сюита была впервые исполнена в Москве, но успеха не имела и вызвала много критики.
Находясь на Кавказе, Сергей Прокофьев заинтересовался музыкальным фольклором Кабардино-Балкарии. Под его влиянием композитор написал «Кабардинский квартет». Это сочинение стало одним из самых значительных законченных произведений, созданных в Нальчике. За короткий период мастеру удивительным образом удалось постичь сущность малоисследованной музыки горцев, и песни с инструментальными наигрышами Кабарды стали основными источникам тем квартета.
В музыке первой части произведения нашли отражение и тревожные переживания военного лета. Мелодию пронизывала резкость, жёсткие и воинственные тона.
«Кабардинский квартет» был тепло встречен слушателями не только в Советском Союзе, но и в США. Воодушевленный успехом композитор намеревался и в дальнейшем изучать восточный фольклор, но этот замысел так и не осуществился.
Сергей Прокофьев написал также несколько патриотических массовых песен. Две из них, «Сын Кабарды» и «Клятва танкиста» на стихи Миры Мендельсон, посвящались героям-кабардинцам, отличившимся на фронте ‒ пехотинцу Таубекову и танкисту Хакиму Депуеву. После появились лирические «Любовь воина» и «Подруга бойца», окрашенные чистотой и строгостью чувства, и шуточно-сатирическая «Фриц».
В Нальчике композитор не только занимался творчеством, но и находил время для концертных выступлений в городском театре или в военных госпиталях совместно с артистами МХАТа и Малого театра.
Поздней осенью 1941 года Сергей Прокофьев был эвакуирован в Тбилиси. Здесь он завершил первую редакцию оперы «Война и мир». В целом композитор работал над ней около 12 лет, постоянно редактируя, расширяя и дополняя новыми картинами и эпизодами. Первое ее концертное исполнение состоялось 7 июня 1945 года.
Опера «Война и мир» считается наиболее значительным произведением композитора, созданных в военные годы. Музыковед Людмила Михеева называла ее одним из величайших достижений советского искусства. Ведь в ней Сергею Прокофьеву удалось воссоздать дух гениального полотна Льва Толстого и отразить лучшие традиции классического оперного искусства.
В Тбилиси мастер быстро закончил Седьмую сонату, которая была задумана еще в конце 1939 года. Как писали исследователи, она отразила три стороны трагедии советского народа в военное время: тревогу и возбужденность перед лицом грозного нашествия жестокого врага; бессмертную красоту и гуманизм народного духа; богатырскую мощь и стойкость народа, уверенного в победе правого дела.
Седьмая соната вызвала восхищение у слушателей, так как соответствовала настроению того периода. О ней писали в то время: «В неумолимом ритме финала есть что-то героическое, внушающее представление о непреклонной воле народа, которому не суждено испытать поражение».
В дальнейшем она стала одним из самых исполняемых произведений композитора. За Седьмую сонату в 1943 году Сергей Прокофьев был удостоен Сталинской премии второй степени.
В тот период интерес к его музыке усилился не только в Советском Союзе, но и в странах антигитлеровской коалиции (Англии и США). Известные артисты считали за честь познакомить публику с сочинениями Сергея Прокофьева. Особой популярностью пользовалась кантата «Александр Невский».
В конце июня 1942 года мастер вместе с женой отправился в Алма-Ату для работы над фильмом «Иван Грозный». Сергей Прокофьев с большим энтузиазмом принялся за сочинение музыки, не дожидаясь съемок.
Став основным композитором Центральной объединенной киностудии, он также работал над музыкальным оформлением фильмов «Котовский», «Партизаны в степях Украины», «Тоня».
Переживания той поры, вызванные приходившими печальными вестями о больших потерях на фронтах, о боях на Волге и на Кавказе, нашли отражение в «Балладе о мальчике, оставшемся неизвестным». В основу кантаты легла повесть о мальчике, у которого фашисты убили семью, и он совершает храбрый поступок, взорвав гранатой автомобиль с немецким командованием. По замыслу автора, сочинение получилось стремительным и драматичным.
Художественные достоинства произведения оценили лишь через несколько лет. И оно заняло почетное место среди творений советской музыки военных лет.
В июне 1943 года Сергей Прокофьев вместе с семьей переехал в Пермь. Здесь в течение лета и начала осени был завершен балет «Золушка» и дописана начатая в Казахстане Флейтовая соната D-dur.
Последняя стала самым умиротворенным сочинением Сергея Прокофьева военной поры. Композитор признавался, что ему захотелось создать произведение в «светлых и прозрачных классических тонах». Соната ре мажор поражала слушателей и музыковедов «своей безоблачной ясностью, лирической задушевностью, миниатюрной хрупкостью музыкальных образов». Такое сочинение особенно нужно было в годы лихолетья, так как позволяло отдохнуть душой и мысленно перенестись в мирное время.
Впоследствии эту сонату переложил советский дирижер Давид Ойстрах для скрипки и фортепиано. Сергей Прокофьев добавил в нее фактурные новшества. В конченом итоге получилась чудесная Скрипичная соната № 2, завоевавшая широкую известность.
Осенью 1943 года Сергей Прокофьев вернулся в Москву и полный радужных надежд быстро включился в художественную жизнь столицы.
Он принял участие в конкурсе на сочинение нового Государственного гимна СССР. Так появились два варианта Гимна и концертный Марш для духового оркестра.
Последний год войны был богат обнадеживающими событиями. С каждым днем приближалась великая Победа. И вместе со страной Сергей Прокофьев ощущал воодушевление и радость, что непременно отразилось в его творчестве.
В 1944 году он завершил Восьмую фортепианную сонату, поразившую всех своей симфонической масштабностью и силой контрастных противопоставлений. Для нее были характерны монументальность, образная многогранность, лирико-психологическая углубленность.
Впервые сонату исполнил Эмиль Гилельс 30 декабря 1944 года в Большом зале Московской консерватории. Пианист впоследствии вспоминал: «Работа над этим сочинением захватила меня. Восьмая соната ‒ глубокое произведение, требующее большого эмоционального напряжения. Она захватывает симфоничностью своего развития, напряжением и широтой, обаянием лирических эпизодов».
По сей день Восьмая соната входит в репертуар многих известных музыкантов.
В том же году Сергей Прокофьев написал Симфонию № 5, в которой, как он рассказывал, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
В ней отразились героико-эпические традиции русской симфонической музыки, что придавало ее звучанию монументальность и насыщенность драматизмом.
Данное сочинение заняло особое место в наследии Сергея Прокофьева. Это подчеркивал сам автор: «Летом 1944 года я написал Пятую симфонию, работу над которой считаю очень важной как по вложенному в нее музыкальному материалу, так и потому, что вернулся к симфонической форме после шестнадцатилетнего перерыва. Пятая симфония как бы завершает целый большой период моих работ».
Она стала произведением торжества победы. Нередко ее сравнивали с «Богатырской» симфонией Александра Бородина, которая воспевала патриотизм, могущество Родины и русского народа. Выдающийся пианист Святослав Рихтер, присутствовавший на первом исполнении, писал о композиторе и его сочинении: «В Пятой симфонии он встает во всю величину своего гения. Вместе с тем, там – время и история, война, патриотизм, победа...».
Завершился военный период творчества Сергея Прокофьева созданием циклом обработок русских народных песен, ставший важной страницей в его творческой биографии. Многие из них можно было услышать в более поздних сочинениях композитора.
Подводя итог, хочется отметить, что произведения Сергея Прокофьева военной поры отличает стремление к раскрытию ценностей человеческого духа, глубоким художественным обобщениям. Мастер признавался: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».
Отголоски Великой Отечественной войны прозвучали и в дальнейшем творчестве Сергея Прокофьева.
По случаю Победы композитор написал величальную «Оду на окончание войны» для симфонического оркестра, музыкальную поэму, которая выразила всеобщую радость и ликование.
Из-под пера Сергея Прокофьева появлялись и философские, полные драматизма произведения. Такой стала Симфония № 6. Композитор работал над ней в 1945-1946 годы. Впервые она была исполнена 11 октября 1947 года в Ленинграде оркестром Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.
Симфония № 6 ‒ это глубоко трагичное произведение, исполненное боли и страдания, мрачных образов, скорбных воспоминаний, раздумий о жизни и смерти. Нередко ее называли элегией памяти жертв Второй мировой войны.
В августе 1948 года Сергей Прокофьев закончил работу над своей последней оперой «Повесть о настоящем человеке». Ее литературным источником послужило одноименное произведение советского прозаика Бориса Полевого, основанное на подлинных фактах героической биографии летчика Алексея Маресьева.
«Повесть о настоящем человеке» стала одной из первых опер, в которой отразились события прошедшей войны. Это было новаторское по форме и содержанию произведение. Местом действия здесь выступали аэродром, воздушные бои, госпиталь, а драматургический конфликт разрешался через описания событий, переживания действующих лиц, без непосредственного столкновения противоборствующих сил.
«Для Сережи главное в повести не болезнь, не госпиталь, а преодоление страдания, мужество, оптимизм», – писала в дневнике его жена Мира Мендельсон.
Композитор посвятил оперу прославлению героизма русских людей в годы Великой Отечественной войны. При жизни автора она прозвучала всего один раз, на закрытом концертном исполнении в Ленинградском театре оперы и балета, и подверглась разгромной критике. Премьера состоялась уже после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре Союза СССР. После опера неоднократно ставилась в Советском Союзе и за рубежом по случаю различных юбилейных дат.
Таким образом, можно говорить о том, что творчество Сергея Прокофьева составило целую эпоху в мировой музыкальной культуре. По мнению исследователей, ценность его музыки заключалась в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений. Все это позволило считать наследие композитора величественным памятником XX веку.
Более подробно о жизни и творчестве Сергея Прокофьева можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.
Библиография
Книги
1. Вишневецкий, Игорь Георгиевич. Сергей Прокофьев / Игорь Вишневецкий. - Москва : Молодая гвардия, 2009. - 701, [2] с., [16] л. ил., портр., факс. ; 21. - (Жизнь замечательных людей ; вып. 1400 (1200)). - Библиогр.: с. 693-702.
2. Волков, Анатолий Исаакович. "Война и мир" Прокофьева. - 1976.
3. Волков, Анатолий Исаакович. Скрипичные концерты Прокофьева. - 1961.
4. Гаккель, Леонид Евгеньевич. Фортепьянное творчество С.С. Прокофьева. - Москва : Государственное музыкальное издательство, 1960.
5. Дельсон, Виктор Юльевич. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. - Москва : Советский композитор, 1973.
6. Евсеева, Татьяна Ивановна. Творчество С. С. Прокофьева-пианиста. - Москва : Музыка, 1991. - 107, [2] с. : нот. ил. - (Библиотека музыканта-педагога). - Библиогр.: с. 91-92.
7. Нестьев, Израиль Владимирович. Жизнь Сергея Прокофьева. - 2-е перераб. и доп. изд. - Москва : Советский композитор, 1973.
8. Прокофьев, Сергей Сергеевич. Автобиография. - Москва : Советский композитор, 1982.
9. Ручьевская, Екатерина Александровна. Война и мир : роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева / Е. А. Ручьевская. - Санкт-Петербург : Композитор, 2010. - 478 с. : ноты ; 25 см. - Библиогр.: с. 6.
10. Соловьева, Галина. Прокофьев / худож. Ю. Богатова. - СПб. : Азбука-классика : Нота МИ, 2004. - 93, [2] с. : ил., нот. - (Имена на всю жизнь).
11. Утешев, А. Опера С.С. Прокофьева "Война и мир" : беседы о муз. - Москва : Советский композитор, 1960.
Нотные издания
1. Прокофьев, С. Золушка [Ноты] : соч. 87 : балет в трех д. / перелож. для фп. Л. Атовмьяна. - Клавир. - СПб. : Композитор, 2004. - 162 с.
2. Прокофьев, С. Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным [Ноты] : ор. 9 : кантата для солистов (драм. сопрано и драм. тенора), хора и симф. орк. : клавир / сл. П. Антокольского. - М. : Музыка, 1975.
3. Прокофьев, Сергей Сергеевич. Избранные романсы и песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. - Москва : Музыка, 1987.
4. Прокофьев, Сергей Сергеевич. Русские народные песни [Ноты] : соч. 104 (1944 г.). - Москва : Советский композитор, 1962.
5. Прокофьев, С. Соната N 7 [Ноты] : Соч. 83 : для фп. / ред. Б.И. Архимандритов. - СПб. ; М. : Советский композитор, 1994. - 52 с. - (Золотой репертуар пианиста).
6. Прокофьев, С. Симфония № 5 [Ноты] : перелож. : для фп. в четыре руки / перелож. А. Ведерникова ; сост. и общ. ред. В. Гитлица, В. Месснера. - М. : Советский композитор, 1963.
Прокофьев, Сергей. Соната № 8 [Ноты] : для фп. - М. : Музыка, 1979.
Статьи
1. Бавильский, Д. Художественный дневник Дмитрия Бавильского / Дмитрий // Новый мир. - 2008. - N 3. - С. 207-213.
О произведениях Сергея Прокофьева "Все симфонии" и Дмитрия Шостаковича "Комплект струнных квартетов".
2. Кац, Б. В час мужества / Б. Кац ; Б. Кац // Музыкальная жизнь. - 2007. - N 8. - С. 40-42. - фото.
История написания Сергеем Сергеевичем Прокофьевым Шестой, Седьмой и Восьмой сонат.
3. Нестьев, В. Сергей Прокофьев. История одной публикации / Владимир ; Владимир Нестьев // Музыкальная академия. - 2014. - № 3. - С. 63-70. - 16+.
История издания монографии Израиля Владимировича Нестьева "Прокофьев". Переписка автора книги с композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Первоначальный вариант предисловия Сергея Михайловича Эйзенштейна к музыковедческому труду.
4. Прокофьев, С. С. Из прошлого / С. С. Прокофьев ; С. С. Прокофьев ; публ. и коммент. Виктора Юзефовича // Музыкальная академия. - 2009. - N 1. - С. 110-111.
Телеграммы композитора Сергея Сергеевича Прокофьева Хату Сагидовичу Темирканову, отцу дирижера Юрия Темирканова, по поводу работы над Вторым струнным квартетом на кабардино-балкарские темы во время эвакуации на Кавказе в 1941 году.
5. Прокофьев, Сергей. Музыка к "Александру Невскому". О работе с Эйзенштейном / Прокофьев Сергей // Искусство в школе. - 2005. - N 2. - С. 17-20.
6. Скудина, Г. Симфония радости и победы [о Пятой симфонии С. Прокофьева] / Г. Скудина ; Г. Скудина // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 5. - С. 13-15. - фото.
История создания, первое исполнение и разбор Пятой симфонии советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.