Отдел литературы по культуре и искусству приглашает посетителей на книжную выставку «Петербурга женское лицо», посвященную 150-летию со дня рождения русской художницы Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой.
Творчество Анны Остроумовой-Лебедевой считается одним из блестящих явлений отечественной культуры. Уже современники по достоинству оценили выдающийся вклад художницы в возрождении русской печатной графики, отмечая при этом ее замечательный дар акварелиста. Сама она признавалась: «Я всегда жалела, что после такого блестящего расцвета гравюры, какой был в XVI-XVII веках, это искусство стало хиреть, сделалось служебным, ремесленным! И я всегда мечтала дать ему свободу!» И ей это успешно удалось.
Произведения Анны Остроумовой-Лебедевой во многом стали образцом для мастеров следующих поколений. Так гравюры пробудили пристальное внимание к цветному эстампу, получившему большое распространение в советской графике. Свежие, артистичные акварели способствовали успехам отечественной школы акварелистов.
Репродукции многих известных работ Анны Остроумовой-Лебедевой желающие смогут увидеть в альбомах, которые предложены на выставке. В изданиях даются интересные сведения о творческой деятельности, рассказывается об истории создания, особенностях стиля и языка лучших произведений. При этом авторы останавливаются подробнее на наиболее важных моментах, которые позволяют отчетливее представить значимость и оригинальность наследия мастера.
Среди них хочется обратить внимание на монографию «Гравюры Остроумовой-Лебедевой». Она написана учеником художницы ‒ московским гравером и педагогом Николаем Синицыным. В книге отразились его личные впечатления, отголоски их устных и письменных бесед. Благодаря глубокому интересу Николая Синицына к изучению творческого пути Анны Остроумовой-Лебедевой, она предстает перед читателем великим мастером, навсегда вписавшим свое имя в историю отечественного искусства.
Сотни гравюр и акварелей художница посвятила Санкт-Петербургу, своему родному городу, который, как пишет исследователь Елена Полякова в книге «Город Остроумовой-Лебедевой», она воспринимала и воплощала как венец человеческого гения. В своих работах ей удалось создать запоминающиеся, изысканно прекрасные, точные и характерные образы Северной столицы, которая привлекает путешественников со всего мира.
По мнению деятелей искусства, именно Анна Остроумова-Лебедева стала певцом величия и строгой красоты Петербурга-Ленинграда.
Ведь город у нее предстает во всех проявлениях жизни, не просто застывшим музеем-заповедником, а как естественно растущим, меняющимся организмом. Перед глазами зрителей возникают картины прошлого и настоящего, образы вечно живой истории.
Например, работы военных лет запечатлели красоту и суровость осажденного Ленинграда, его безмерные страдания и праздничное ликование Салюта Победы.
О том, как формировалось дарование художницы, как она нашла и раскрыла в искусстве «душу» Санкт-Петербурга, увлекательно рассказывает беллетризованная повесть Елены Поляковой «Город Остроумовой-Лебедевой».
Проявлением творческого дара Анны Остроумовой-Лебедевой стали и «Автобиографические» записки», которые представлены вниманию читателей на выставке. Работе над ними автор посвятила более двадцати лет (1930-1951).
Этот трехтомник воспоминаний называют одним из интереснейших произведений мемуарного жанра среди созданных деятелями советского изобразительного искусства.
«Автобиографические записки» были высоко оценены современниками, заняв сразу же по появлении в печати особое и почетное место. В настоящее время эти книги являются библиографической редкостью.
Успех воспоминаний объяснялся богатством содержания и документальностью в описании событий русской художественной культуры, живой и непосредственной манере, выражавшейся в тонких наблюдениях, метких и острых характеристиках, оценках и сравнениях, искренностью и простотой языка.
При работе над «Автобиографическими записками» Анна Остроумова-Лебедева опиралась на личные дневники, переписку с друзьями, обращалась к архивам и мемуарам современников.
Благодаря этому в книге правдиво раскрылась судьба художницы в искусстве и для искусства. Как пишет составитель издания Наталья Приймак, в результате получился «рассказ о становлении мастерства, о нелегком, полном исканий творческом пути, о мужестве и воле, необходимых человеку, посвятившем свою жизнь служению искусству».
К «Автобиографическим запискам» до сих пор обращаются исследователи русской художественной культуры и биографы Анны Остроумовой-Лебедевой. Ведь она отдала творческой деятельности целых 50 лет своей жизни.
Напоследок хочется вспомнить слова Анны Остроумовой-Лебедевой: «Хотя в некоторой степени я и достигла намеченной цели, но теперь, подходя, к концу моего жизненного пути, я ясно вижу, что многого еще не знаю. Но я глубоко поняла, что художник должен учиться до конца своей жизни, совершенствоваться и двигаться вперед».
Приглашаем всех на выставку (3 этаж, каб. 302)!
Елизавета Волкова,
главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству