В Год науки и технологий отдел литературы по культуре и искусству приглашает ознакомиться с книжной новинкой – коллективной монографией «Связь времен: история искусств в контексте символизма». Она была выпущена в свет в 2020 году молодым московским издательством «БуксМАрт», специализирующемся на трудах по живописи, архитектуре, дизайну, графике, скульптуре, истории.
Представленная монография является результатом фундаментальных гуманитарных исследований в рамках научного проекта «Символизм на фоне истории искусств», работа над которым велась на протяжении нескольких лет.
Проект был утвержден на Ученом совете НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств и включал в себя два этапа освоения темы. Первый из них представлял проведение трехдневной международной научной конференции, реализованное совместно с Государственным институтом искусствознания и межинститутской научной группой «Европейский символизм и модерн», которая объединяет ученых из разных гуманитарных областей. Вторым этапом была непосредственно работа над книгой. Ее содержание значительно обогатилось благодаря наблюдениям, сделанными в ходе выступлений участников конференции.
Создателями монографии стали ведущие отечественные и иностранные специалисты в области изучения искусства Нового и Новейшего времени. Среди них встречается немало известных имен. Например, Валентина Александровна Крючкова, автор первого в советском искусствознании исследования по французскому и бельгийскому символизму. В фонде библиотеки имеется несколько ее интересных работ. Это «Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900» (1994), «Социология искусства и модернизм» (1979), «Пикассо: от "Парада" до "Герники", 1917-1937» (2003), «Классика и "новый классицизм". Франция, Италия (1919-1939)» (2020).
Для данного труда статья Валентины Крючковой о творчестве художников группы «НАБИ» (Мориса Дени, Пьера Боннара, Кера-Ксавье Русселя) была последним написанным при жизни текстом, который, по мнению составителей, вселил «еще большую веру в необходимость работы над сложновременной темой». Ведь искусство эпохи модерна начали подробно изучать лишь двадцать лет назад.
В монографии исследователи переосмысляют роль символизма в развитии искусства XX века и рассматривают его как один из ключевых моментов в истории мировой культуры. Сквозь призму этого направления авторы анализируют изменения принципов мышления в искусстве эпохи модерна. По мнению ученых, им удалось доказать, что символизм был «переворотным явлением с точки зрения психологии понимания художественного образа», оказавшим большое влияние на новаторские течения XX века. Поэтому в книге особое внимание уделяется поэтике символизма, его связи с предшествующими периодами развития истории искусства. В качестве примера можно привести статью кандидата искусствоведения Елены Клюшиной. В ней автор анализирует художественные связи бельгийского символизма и ранней нидерландской живописи.
Поставленным задачам исследователей соответствует и композиционная структура монографии. Она состоит из трех крупных частей:
Часть 1: Вневременные контексты символизма. 1. Смысловые аспекты. 2. Диалоги с историей: переосмысления и интерпретации;
Часть 2: Поэтика символизма: мышление, образы, темы. 1. Поэзия как мышление. 2. Персоны, сюжеты, мотивы. 3. Вокруг «Мира искусства»: влияния и взаимосвязи;
Часть 3: Символизм в развитии. 1. Национальные варианты: символизм на фоне истории искусств. 2. XX век: символизм на пути к современности.
Как пишут составители, при раскрытии темы были использованы разные подходы искусствоведческого анализа: философско-эстетический, историко-искусствоведческий и другие. Тем самым авторы стремились достигнуть многоуровневой целостности в исследовании истории искусств в контексте символизма.
Издание имеет богатый справочный аппарат. Каждую статью сопровождает аннотация и список использованной литературы.
Таким образом, монографию отличает новаторский междисциплинарный подход к построению композиции, концептуальная содержательность авторских текстов, уникальный иллюстративный материал.
Хочется подчеркнуть, что несмотря на научную направленность книги, любой ценитель искусства сможет найти в ней для себя что-то интересное и познавательное. Например, одна из статей посвящена изучению картины Виктора Васнецова «Спящая царевна» в контексте символизма, над которой художник работал более 40 лет. Научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Екатерина Васина предлагает несколько трактовок запечатленного пейзажа, позволяющего по-новому взглянуть на сказочный мир этого полотна.
Публикация доктора искусствоведения Марии Нащокиной рассказывает о роли женских образов в искусстве эпохи символизма и произведениях, в которых они воплотились.
Тем самым разнообразие тематики статей данного научного труда заинтересует как специалистов по искусству, так и широкий круг читателей. И мы уверены, что чтение этой книги никого не оставит равнодушным.
Приходите изучать символизм в отдел литературы по культуре и искусству!
С другими изданиями по истории искусства, которые находятся в фонде библиотеки, можно ознакомиться, обратившись к виртуальной выставке «Искусство и наука».
Об известных исследователях искусства читайте в рубрике «Искусство и наука: вместе к знаниям».
В заключение не пропустите интересные материалы о знаменитых творцах прекрасного в новой рубрике «Бесконечный поиск красоты».
Елизавета Волкова, главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству