25 ноября исполняется 165 лет со дня рождения русского музыканта Сергея Ивановича Танеева. К этому событию отдел литературы по культуре и искусству подготовил книжно-иллюстративную выставку «Мировой учитель».
Выдающийся композитор, блестящий пианист и дирижер, ученый и педагог, интеллектуал, музыкально-общественный деятель, человек редких нравственных достоинств. На протяжении многих лет преподавал в Московской консерватории, которую первым из выпускников окончил с золотой медалью. Воспитал несколько поколений музыкантов, среди которых Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр и многие другие. Его интерпретации Людвига ван Бетховена, Петра Чайковского, Иоганна Себастьяна Баха, Фридерика Шопена, как и исполнение собственных произведений, восхищали даже самую взыскательную публику.
Своими достижениями Сергей Танеев навсегда вписал свое имя в историю русской культуры. Недаром Сергей Рахманинов говорил о своем учителе «Он был образцом во всем, в каждом деянии своём, ведь, что бы он ни делал, он делал только хорошо».
Жизнь и творчество Сергея Танеева стало предметом исследований многих отечественных ученых. Некоторые из них можно увидеть на представленной выставке «Мировой учитель». Это работы Людмилы Корабельниковой, Светланы Савенко, Татьяны Хопровой, Леонида Сабанеева.
Однако особого внимания заслуживают дневники Сергея Танеева, охватывающие период с 1894 по 1911 годы. Ведь они отражают его творческую, педагогическую и научную деятельность, эстетические взгляды, позволяют ближе познакомиться с этим уникальным человеком. Еще дневники интересны тем, что написаны во время бурных перемен и важнейших событий в истории России, во время богатства и разнообразия художественных явлений в литературе, театре, изобразительных искусствах. И благодаря автору перед читателями возникают картины русской культурной жизни на рубеже веков.
Сергей Танеев является первым крупным российским ученым-музыковедом. После себя он оставил ценное научно-педагогическое наследие Его теоретические исследования и педагогическая работа оказали огромное воздействие на развитие отечественной научной музыкально-теоретической мысли, определили на многие годы вперед содержание и методику преподавания теоретических дисциплин в высших учебных заведениях.
Посетители смогут увидеть уникальный труд Сергей Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма», который создавался в течение 16 лет. Современные специалисты называют его «величайшим памятником мировой музыкально-теоретической мысли». По их мнению, эта книга положила начало подлинному теоретическому музыкознанию в России.
Некоторые работы Сергея Танеева можно прочитать в сборнике «Из научно-педагогического наследия» (1967). Издание включает также отрывки из воспоминаний известных учеников композитора о его преподавательской деятельности: Юлия Энгеля, Болеслава Яворского, Сергея Евсеева.
Вниманию музыкантов и исполнителей предложены нотные сборники известных произведений Сергея Танеева для разных инструментов. Это романсы, хоры, кантаты, камерные ансамбли, сочинения для фортепиано, клавир оперы «Орестея».
Об истории создания некоторых творений и их стилистических особенностях рассказывают книги уважаемого музыковеда Людмилы Корабельниковой «Инструментальное творчество С.И. Танеева» (1981) и «Творчество С.И. Танеева» (1986). Последняя до сих пор считается наиболее значимым исследованием о русском композиторе. Нельзя не отметить, что автор упоминаемых изданий посвятила около 50 лет изучению наследия Сергея Танеева, и именно благодаря ее научной деятельности мы располагаем множеством сведений о жизни и творчестве этого выдающегося музыканта.
Дополняют выставку виниловые пластинки с записями сочинений Сергея Танеева. Например, желающие смогут прослушать единственную оперу композитора «Орестея» в исполнении солистов и оркестра Белорусского государственного Большого театра оперы и балета под управлением Татьяны Коломийцевой, первой в Советском Союзе женщине-дирижере.
В заключение хочется вспомнить слова историка и исполнителя, доктора искусствоведения Светланы Савенко: «Путь Танеева – пример неустанного нравственного служения высокому и прекрасному, образец принципиальности и величайшей этической чистоты». Тем самым его наследие «достойно пристального, любовного внимания потомков».
Приглашаем всех на выставку (3 этаж, каб. 302)!
Елизавета Волкова, главный библиограф отдела литераторы по культуре и искусству