В актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеки открылась книжно-иллюстративная выставка «Библейские мотивы в «Житии Александра Невского» и мировой культуре».
6 декабря – День памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. Скончался он в Феодоровском монастыре города Городца под Нижним Новгородом 14 (27 по новому стилю) ноября 1263 года, возвращаясь из поездки в Золотую Орду. Перед смертью князь Александр принял схиму с именем Алексий. Тело князя было доставлено во Владимир, где 23 ноября (6 декабря по новому стилю) было положено в раку в храме Рождества Пресвятой Богородицы одноименного монастыря. Именно этот день и отмечается как День его памяти.
Митрополит Кирилл, глава Русской церкви, получив известие о кончине всеми любимого князя, вышел к народу владимирскому и воскликнул: «… заиде солнце земли Русской!» Ответом ему были всеобщий плач и возгласы: «Уже погибаем!»
Эти исполненные любви свидетельства отношения народа к великому князю Александру Невскому сохранил для нас автор Повести о житии князя Александра Невского, который, по всей видимости, был монахом того самого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Повесть составлена в 80-ые годы XIII века, и с тех пор является неоценимым источником по истории жизни и деяний святого князя Александра Невского.
Автор «Повести о житии» был чрезвычайно образованным человеком, который прекрасно знал Священное Писание. Как и положено было в то время, он писал, опираясь на образы и оценки, которые находил в Библии, Псалтири, Евангелии.
Так, желая представить читателю князя Александра как правителя, автор Жития Александра Невского дважды цитирует пророка Исаию:
«Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: "Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду"».
«После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исаия-пророк: «Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу».
А какое яркое представление мы получаем о физических качествах князя, читая сравнения с великими персонажами Библии и истории:
«И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим».
Конечно же, цитирует автор Псалтирь царя Давида, которую так любили на Руси и по которой учились читать и маленький княжич Александр, и другие русские дети.
1 отрывок
«Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».
И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».
2 отрывок
«После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю псковскую, ибо уже был взят немцами город Псков. И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких».
3 отрывок
«И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровой»».
Среди библейских персонажей, упомянутых в житии, и царица Савская (Сабское, или Савское царство находилось на территории современного Йемена). Рассказывая о князе Александре, он пишет:
«Как-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, кто называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его».
Перечисляются в «Житии» и ряд библейских событий и явлений, таких как потоп, как манна небесная и другие.
Эти библейские события и герои не раз становились темой произведений мировой художественной культуры. Выставка познакомит вас с наиболее известными из них, даст представление о творчестве художников, их создавших.
Наталья Геннадьевна Грищенко,
заведующая отделом литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки;
Елена Владимировна Николаева,
главный библиотекарь отдела социокультурного развития ОСП «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина»