16 декабря исполняется 155 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского, одного из самых ярких и оригинальных мастеров искусства XX века. К этому событию отдел литературы по культуре и искусству подготовил книжно-иллюстративную выставку «Первооткрыватель абстрактной живописи».
Василий Кандинский является представителем как русского, так и мирового авангарда, основоположником и теоретиком абстракционизма в живописи. Его картинами гордятся самые известные музеи мира, а творческое наследие стоит на аукционах миллионы долларов.
Как живописец, незаурядный литератор, драматург и театральный режиссер, теоретик и педагог, разработавший свою методику преподавания, он навсегда вписал свое имя в мировую историю искусства.
На выставке вниманию читателей предложено немало интересных изданий о его жизни и творчестве.
Среди них выделяется фундаментальный труд историка искусств Бориса Соколова «Василий Кандинский. Эпоха великой духовности» (2016). Автор занимается изучением творчества художника больше двадцати лет. И в основу книги легли архивные материалы и результаты многолетних экспедиций, посвященные творческим поискам Василия Кандинского в 1890-1920-е годы. Кроме того, специально для этой монографии Борис Соколов подготовил переводы прозаических и поэтических текстов мастера, которые исследователь анализирует в некоторых главах и пытается определить их место в русской литературе.
Издание привлекает внимание богатым иллюстративным материалом: репродукциями картин и эскизов, редкими документальными фотографиями.
Психологический портрет художника, погруженного в сомнения и поиски, внутренние коллизии, трудные отношения и споры со временем и современниками, нарисован в книге искусствоведа Александра Якимовича «Василий Кандинский» (2019).
Осень в Мурнау, 1908
Наследие живописца изучали и иностранные ученые. Одним из них является французский писатель и журналист, историк искусства, Мишель Лакост. На выставке представлена его книга «Кандинский» из серии «Картинная галерея».
Современные исследователи отмечают, что у каждого поколения был свой взгляд на творчество Василия Кандинского. Со временем раскрывалось многообразие его художественных исканий, менялся традиционный образ мастера. Перемены в толковании искусства живописца отразились в сборнике статей «Многогранный мир Кандинского» (1998). Авторами материалов стали известные искусствоведы, философы, психологи, театроведы, музыковеды. Тем самым деятельность художника была рассмотрена с самых разных позиций. Например, одна из публикаций посвящена научно-исследовательской работе Василия Кандинского, а в другой статье рассматриваются его изыскания в качестве психолога. Как пишут составители, этот сборник предоставляет «возможность создать более углубленное представление о мире художника и приблизиться к пониманию его творчества».
Синий всадник, 1903
Большой интерес для изучения и постижения наследия живописца имеет двухтомник «Избранные труды по теории искусства». В него вошли исследовательские работы Василия Кандинского, созданные им с 1901 по 1938 годы. Это критические обзоры в журналах «Мир искусства» и «Аполлон», теоретические статьи и книги («О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости»), автобиография «Ступени», статьи по педагогике, теории живописи, тезисы докладов, программы и так далее.
Составить собственное впечатление о картинах Василия Кандинского помогут альбомы репродукций наиболее известных произведений. Листая их страницы, желающие увидят такие знаменитые работы, как «Синий всадник» (1903), «Осень в Мурнау» (1908), «Вибрация» (1925), Желтый, красный, синий (1925), «Вверх» (1929) и многие другие, узнают об истории создания полотен и особенностях художественного стиля. Особое внимание хочется обратить на издание Михаила Германа «Василий Кандинский». Благодаря этой книге читатели совершат увлекательное путешествие по творчеству мастера, увидят его картины и уникальные фотографии из семейного архива.
Таким образом, представленные издания в полной мере освещают многогранность мира Василия Кандинского, который не только создал новое направление в искусстве, но и теоретически обосновал его принципы. «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением», ‒ утверждал великий новатор.
Приглашаем всех на выставку в отдел литературы по культуре и искусству!
Елизавета Волкова,
главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству