17 февраля 170 лет был открыт для посещения Новый Эрмитаж, первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Отдел литературы по культуре и искусству подготовил книжно-иллюстративную выставку «Идем по Эрмитажу», посвященную этому событию.
Представленные на ней издания рассказывают об истории создания одного из величайших музеев мира, о строительстве и архитектуре зданий, входящих в его состав, наиболее известных собирателях и их коллекциях, о подвиге сотрудников в годы Великой Отечественной войны. Книги написаны выдающимися советскими и российскими специалистами в области искусства - Людмилой Воронихиной, Дмитрием Молдавским, Татьяной Соколовой, Сергеем Варшавским, Юлией Реста, Михаилом Пиотровским и, конечно, Борисом Пиотровским, который был директором Эрмитажа более четверти века.
Перед глазами Бориса Пиотровского прошла почти вся история советского Эрмитажа. Он пришел в музей школьником в 1922 году и принимал участие в работах отдела древностей. В результате его судьба оказалась навсегда связана с сокровищницей мирового искусства.
На протяжении многих лет исследователь изучал архивные материалы, встречался и переписывался с людьми, которые могли сообщить какие-либо новые сведения о музее. Итогом стала монография «История Эрмитажа» (2000), которую Борис Пиотровский не успел дописать. Однако книга была закончена его современниками.
Издание отличает большое количество архивных документов, которые органично вписываются в повествование и читаются с не меньшим интересом, чем основной текст.
Наиболее подробно в монографии освещены эпохи Екатерины II и Николая I, при котором музей стал научным учреждением со своими традициями. Большое внимание автор уделил истории эрмитажных директоров, раскрыв сложную систему сочетания политических, придворных и научных авторитетов, совместной деятельности руководителей и их помощников.
Таким образом, как пишет Михаил Пиотровский во вступительной статье: «Эрмитаж предстает в книге одновременно и символом русской истории, и живым и легко узнаваемым организмом, движимым человеческими судьбами и характерами».
Особого внимания заслуживает красочный альбом Анны Воронихиной «Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века». Издание позволяет совершить увлекательное путешествие в прошлое музея. Представленные в нем акварели и рисунки отражают архитектурные виды, декоративное убранство, экспозицию картин Эрмитажа и Зимнего дворца XIX века и тем самым являются важными историческими документами.
В альбоме около 300 иллюстраций. Часть из них дает представление о помещениях утраченных или возникших в процессе переделок в середине XIX века, происходивших в Малом и Большом Эрмитажах и корпусе Лоджий Рафаэля. Не остались без внимания залы, экспозиции и наружный вид Нового Эрмитажа. На акварелях также отразились парадные залы и жилые комнаты Зимнего дворца как до пожара 1837 года, так и после их возобновления.
Авторы картин - Григорий и Никанор Чернецовы, Константин Ухтомский, Василий Садовников, Эдуард Гау, Александр Кольб и другие. Все они являются талантливыми мастерами, свободно владевшими техникой акварели и рисунка.
Репродукции сопровождаются интересными сведениями об истории создания того или иного зала, содержат информацию об архитекторах и художниках, работавших над убранством Зимнего дворца и Эрмитажа.
О том, как создавались и хранились эрмитажные коллекции, увлекательно повествует книга «Эрмитаж. Собрания и собиратели» историков искусства Олега Неверова и Михаила Пиотровского. Текст состоит из отдельных глав-рассказов о собирателях, дипломатах, сотрудниках и директорах музея. Здесь представлены сведения и о фанатичных коллекционерах (Николае Лихачеве и Александре Базилевском), и о неистовом собирателе восточного искусства в послереволюционные годы Иосифе Орбели, и о династиях знатных собирателей (Строгановых и Шереметьевых). Из книги читатели узнают об археологах и археологических экспедициях, о раскопках скифских курганов, о коллекциях Ивана Морозова и Сергея Щукина, об интересных находках последних лет, о щедрых и скромных дарах друзей Эрмитажа.
Ценность изданию придает большое количество цветных иллюстраций, отражающих все величие и богатство музея.
В фонде библиотеке также находится большое количество альбомов-путеводителей по залам и коллекциям Эрмитажа, позволяющих увидеть многочисленные шедевры мировой культуры. Это и произведения живописи, графики, скульптуры, предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
Представленные на выставке книги будут интересны широкому кругу читателей, а знакомство с ними позволит испытать радость от встречи с подлинниками на самих экспозициях.
Приглашаем всех за книгами в отдел литературы по культуре и искусству!
3 этаж, каб. 302.
Елизавета Волкова,
главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству