22 декабря исполняется 175 лет со дня рождения известного итальянского композитора Джакомо Пуччини. К этому событию отдел литературы по культуре и искусству подготовил книжную выставку «Великий оперный композитор».
Джакомо Пуччини пробовал свои силы в разных жанрах. Однако своим призванием он считал «писать для сцены, только для сцены». В результате им было создано 12 опер, которые на протяжении многих лет не сходят с афиш мировых театров – «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Девушка с Запада», «Ласточка», «Турандот».
На выставке представлены издания, авторы которых знакомят читателей с основными вехами творческого пути мастера, подробно рассматривают его лучшие произведения, а также дают общую характеристику эпохи, в которой жил и творил знаменитый итальянец.
Одной из таких книг является монументальная монография советского музыковеда Льва Данилевича «Джакомо Пуччини» (1969). Она считается первым опытом углубленного анализа творчества композитора в отечественном музыкознании.
Современники давали высокую оценку этой исследовательской работе. В ней автор большое внимание уделяет историческому фону и специфическим особенностям развития итальянской культуры. Вдумчиво и увлекательно рассказывает об операх композитора, их сценической жизни, активно используя при этом материалы советских и зарубежных постановок.
С основными фактами творческой биографии Джакомо Пуччини знакомит небольшая научно-популярная монография одного из самых известных музыковедов Израиля Нестьева. При ее написании автор активно обращался к зарубежным изданиям (английским книгам Моско Карнера, Э. Гринфильда, немецким работам Карла Феллерера, Ричарда Шпехта, В. Зейферта). Все эти исследователи внесли весомый вклад в развитие европейского музыкознания. Кроме того, в монографии использованы сведения из дореволюционной и советской периодики.
По мнению доктора искусствоведения Ольги Левашевой, работа Израиля Нестьева особенно ценна «в заключительных выводах, метко и лаконично обрисовывающих эстетику и творческий облик композитора».
Для создания целостного впечатления о личности Джакомо Пуччини следует обратиться к его переписке. Она знакомит читателей с широким кругом адресатов, в который вошли родные и друзья композитора, поэты, драматурги, либреттисты, певцы, дирижеры, музыкальные деятели, художники.
В России письма Джакомо Пуччини впервые изданы в 1971 году. До сих пор были переведены лишь некоторые фрагменты, опубликованные в виде отдельных высказываний мастера или в нескольких работах советских музыковедов о его творчестве.
В представленном издании отражена далеко не вся переписка композитора. Составитель Татьяна Келдыш отобрала преимущественно письма самого Джакомо Пуччини, которые наиболее важны для раскрытия его творческой биографии. Исключение составляют последние два документа. Это письмо и телеграмма, полученные Джузеппе Адами от Карло Клаузетти, когда тот находился у постели умирающего мастера. По замыслу составителя, они являются своеобразным эпилогом автобиографии Джакомо Пуччини, рассказанной в письмах.
Сборник содержит примечания и именной указатель с краткими сведениями об упоминаемых в тексте лицах. Все это вместе позволяет почувствовать живую атмосферу общения великого итальянца с окружающими людьми.
В фонде библиотеки хранится немало периодических изданий с публикациями о жизни и творчестве Джакомо Пуччини, о фестивалях, которые проводятся в честь композитора, о новых сценических постановках его произведений. Например, в каждом номере журнала «Музыкальная жизнь» за 2008 год можно найти статью, рассказывающую об истории создания той или иной оперы.
Кроме того, обзор периодики за последние годы показывает, что современные исследователи находят все новые темы для изучения наследия Джакомо Пуччини. Так в третьем номере журнала «Музыковедение» за 2020 год опубликована научная работа кандидата искусствоведения Екатерины Таракановой, которая посвящена образу Рима в опере «Тоска» и ее кинематографических прочтениях.
Дополняют выставку нотные издания: клавиры опер и сборники наиболее известных арий. Среди них хочется выделить раритетный документ ″Ария Рудольфа из оперы «Богемы»″. Он был напечатан в 1935 году в издательстве «Тритон», которое являлось неотъемлемой частью музыкальной жизни Ленинграда в начале прошлого столетия. Действовавшее в 1925-1935 годы, оно специализировалось на музыке и сыграло важную роль в публикации сочинений современных авторов. В дальнейшем наследие издательства во многом стало базой для развития научно-исследовательской и просветительской деятельности в Советском Союзе.
Желающие имеют возможность прослушать оперы («Тоска», «Манон Леско», «Богема») композитора и отдельные арии в исполнении выдающихся русских и зарубежных вокалистов (Юрия Марусина, Виргилиуса Норейки, Марии Биешу, Елены Образцовой и других) на виниловых пластинках в отделе литературы по культуре и искусству.
Приглашаем всех на выставку!
Познакомиться с изданиями о жизни и творчестве Джакомо Пуччини можно в отделе литературы по культуре и искусству по адресу: Псков, ул. Профсоюзная, д. 2, 3 этаж, каб. 302.
Елизавета Волкова,
главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству
(72-84-06)