9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Этому событию отдел литературы по культуре и искусству посвятил книжную выставку «Драма красного Карабаса».
Всеволод Мейерхольд прошел путь от провинциального юноши, делающего первые шаги на сцене, до знаменитого режиссера, воплощающего в своем творчестве идеи «театрального Октября». Тем не менее он считается одной из самых трагических и противоречивых фигур в истории отечественного театра XX века.
О жизни и творчестве Всеволода Мейерхольда написано большое количество разнообразной литературы. На выставке вниманию читателей предложена лишь малая ее часть: мемуары, воспоминания современников, статьи, театроведческие труды. Однако даже эти представленные книги позволят узнать много интересного о творческой судьбе знаменитого режиссера.
Среди изданий последних лет следует отметить монографию из серии «Жизнь замечательных людей» «Мейерхольд. Драма красного Карабаса» (2018) Марка Кушнирова, современного российского историка кино и критика. В ней автор пытается нарисовать человеческий портрет Всеволода Мейерхольда, проанализировать, каким образом характер повлиял на всю непростую творческую жизнь. Марк Кушниров показывает его в контексте всей русской культуры «Серебряного века». Он также подробно описывает методы режиссуры Всеволода Мейерхольда, рассказывает о спектаклях, от которых в лучшем случае сохранились только черно-белые фотографии.
Большинство из постановок мастера в советское время были запрещены. Одной из них стала опера Петра Чайковского «Пиковая дама». Она была поставлена в 1935 году на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Однако в дальнейшем, несмотря на ошеломительный успех, ее на долгие годы вычеркнули из истории советского театра. Судьбе этой постановки посвящено отдельное издание «"Пиковая дама". Замысел. Воплощение. Судьба» (1994).
В сборнике впервые собраны воедино документы московских и петербургских архивов, позволяющие проследить ход репетиционной работы. Представлены рецензии, письма и отклики современников, а также воспоминания участников спектакля. Издание рассчитано как на театроведов и режиссеров, так и на читателей, интересующихся историей нашей культуры.
На выставке читатели увидят первое полное монографическое исследование режиссерской деятельности мастера под названием «Режиссер Мейерхольд» (1969), изданное Константином Рудницким, известным историком театра. Автор поставил перед собой задачу воспроизвести спектакли, осуществленные на драматической и оперной сценах за сорок лет деятельности. Кроме того, книга рассказывает о том, как воспринимали искусство Всеволода Мейерхольда современные ему зрители. При работе над монографией Константин Рудницкий активно использовал периодику и книги, изданные при жизни режиссера, а также архивные материалы.
Многочисленные отзывы на творчество мастера с 1882 по 1918 год содержит антология «Мейерхольд в русской театральной критике» (1997). Как пишут составители, в этом сборнике перед читателями проходит жизнь режиссера, рассказанная его современниками, непосредственными зрителями спектаклей. Среди авторов статей можно увидеть имена известных театральных критиков - Александра Кугеля, Николая Эфрос, Андрея Левинсона; литераторов, драматургов, музыковедов, теоретиков искусства - Александра Блока, Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и других.
Из множества газетных и журнальных текстов составители отобрали именно те публикации, которые представляют разные точки зрения на искусство Всеволода Мейерхольда. Большинство из них содержит подробный разбор режиссуры, театральных качеств постановок.
В 2004 году вышел в свет сборник документов «Эйзенштейн о Мейерхольде, 1919-1948», подробно отражающий непростые творческие отношения режиссера со своим учеником Сергеем Эйзенштейном. Это издание отличает большое количество дневниковых записей и мемуаров, статей, писем, конспектов лекций и помет на книгах. Именно они позволяют увидеть влияние Всеволода Мейерхольда на становление взглядов ученика на искусство. Кроме того, сборник содержит самые разные типы высказываний Сергея Эйзенштейна об учителе.
Часть выставки знакомит с литературным наследием самого Всеволода Мейерхольда. Это лекции, переписка, дневники, автобиографичные материалы. Они погружают читателей в мир творческих замыслов мастера, в процесс его режиссерской, педагогической театроведческой работы, в историю его взаимоотношений с деятелями русской и зарубежной культуры.
Большую ценность для раскрытия его личности и искусства представляет трехтомник «В.Э. Мейерхольд. Наследие», подготовленный Государственным институтом искусствознания при поддержке РГНФ. В него вошли документы, которые прежде практически не публиковались. Например, рабочие экземпляры ролей, сыгранных Всеволодом Мейерхольдом в Художественном театре, а также его ранние режиссерские партитуры и монтировочные листы спектаклей, поставленных в первый сезон самостоятельной работы.
Таким образом, представленные издания позволяют подробно проследить жизненный и творческий путь известного режиссера.
Приглашаем всех на выставку!
Познакомиться с книгами можно в отделе литературы по культуре и искусству.
(Псков, ул. Профсоюзная, д. 2, 3 этаж, каб. 302).
Елизавета Волкова,
главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству
(тел. 72-84-06)