Отдел абонемента областной универсальной библиотеки приглашает на книжную выставку «Изгнание», посвящённую младшему поколению поэтов и писателей русского зарубежья. К нему принадлежали молодые писатели В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов, М. Агеев, Б. Поплавский, Н. Берберова, А. Штейгер, Д. Кнут, И. Кнорринг, Л. Червинская и другие.
Отдел абонемента областной универсальной библиотеки приглашает на книжную выставку «Изгнание», посвящённую младшему поколению поэтов и писателей русского зарубежья. К нему принадлежали молодые писатели В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов, М. Агеев, Б. Поплавский, Н. Берберова, А. Штейгер, Д. Кнут, И. Кнорринг, Л. Червинская, В. Смоленский, И. Одоевцева, Н. Оцуп, И. Голенищев-Кутузов, Ю. Мандельштам, Ю.Терапиано и другие.
Писатели младшего поколения ко времени эмиграции ещё не сложились в творческом отношении в России. Они не имели своего стиля, своих читателей, не были известны. Поэтому в эмиграции они оказались в тени старшего поколения, не были замечены сразу ни критикой, ни литературным кругом. Их судьба в большинстве своём оказалась трагической. По словам одного из критиков, они «отцвели, не успев расцвесть». Исключение составил Владимир Набоков.
Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать на жизнь литературным трудом: Газданов стал таксистом, Кнут развозил товары, Терапиано служил в фармацевтической фирме, многие перебивались грошовым приработком.
В дешёвых кафе Монпарнаса разворачивались литературные дискуссии, создавалась новая школа эмигрантской поэзии, известная как «парижская нота». Характеризуя положение так называемого «незамеченного поколения», Владислав Ходасевич писал: «Отчаяние, владеющее душами Монпарнаса, питается и поддерживается оскорблениями и нищетой. За столиками сидят люди, из которых многие днём не обедали, а вечером затрудняются спросить себе чашку кофе. На Монпарнасе порой сидят до утра потому, что ночевать негде. Нищета деформирует и само творчество».
Наиболее остро и драматично тяготы, выпавшие на долю этих литераторов, отразились в бескрасочной поэзии «парижской ноты», созданной Георгием Адамовичем. Немалой популярностью пользовался и «Роман с кокаином» Марка Агеева.
Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции.
Широкое распространение приобрела и бытовая проза: Одоевцева «Ангел смерти», «Изольда», «Зеркало», Берберова «Последние и первые», «Роман из эмигрантской жизни».
Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристику: Набоков «Другие берега», Берберова «Курсив мой», Терапиано «Встречи», Варшавский «Незамеченное поколение», В. Яновский «Поля Елисейские», Одоевцева «На берегах Невы», «На берегах Сены», Г. Кузнецова «Грасский дневник».
Ходасевич издает в эмиграции вершинные свои сборники «Тяжелая лира», «Европейская ночь», становится наставником молодых поэтов, объединившихся в группу «Перекрёсток». Георгий Иванов, пережив легковесность ранних сборников, получает статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные в золотой фонд русской поэзии: «Стихи», «Портрет без сходства», «Посмертный дневник». Особое место в литературном наследии эмиграции занимают мемуары Г. Иванова «Петербургские зимы», «Китайские тени», его скандально известная поэма в прозе «Распад атома». У Георгия Иванова, кажется, не пропадает даром ни одна буква; каждый стих, каждый слог обдуман и обработан. Георгий Адамович публикует программный сборник «Единство», известную книгу эссе «Комментарии».
Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую, в случае Набокова даже мировую, славу. Торжество сознания над драматическими и убогими обстоятельствами жизни – таков пафос творчества Набокова, скрывавшийся за игровой доктриной и декларативным эстетизмом. Медитативная проза Газданова, технически остроумная и беллетристически элегантная, была обращена к парижской действительности 1920-1960-х. В основе его мироощущения – философия жизни как формы сопротивления и выживания. В первом романе «Вечер у Клэр» Газданов давал своеобразный поворот традиционной для эмигрантской литературы теме ностальгии, заменяя тоску по утраченному реальным воплощением «прекрасного сна».
С книгами вышеперечисленных авторов читатели смогут познакомиться на нашей выставке в течение февраля в отделе абонемента областной универсальной библиотеки (ул. Профсоюзная, д. 2, первый этаж, кабинет 18). Контактный телефон: 72-84-03.
Ольга Камнева, главный библиотекарь отдела абонемента ПОУНБ