10 февраля 2015 года исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося русского поэта, прозаика, переводчика, одного из наиболее ярких представителей серебряного века русской поэзии, лауреата Нобелевской премии по литературе Бориса Пастернака. К этому событию отдел абонемента областной универсальной библиотеки подготовил книжную выставку «Главная цель творчества - самоотдача».
10 февраля 2015 года исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося русского поэта, прозаика, переводчика, одного из наиболее ярких представителей серебряного века русской поэзии, лауреата Нобелевской премии по литературе Бориса Пастернака. К этому событию отдел абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки подготовил книжную выставку «Главная цель творчества - самоотдача».
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.
А. Ахматова
Борис Леонидович Пастернак родился в 1890 году в Москве в творческой и интеллигентной семье известного художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В их доме часто собирались музыканты, художники, писатели. Среди гостей бывали В. Серов, А. Н. Скрябин, Л. Н. Толстой. Атмосфера родительского дома определила глубокую укоренённость творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.
Когда-то Марина Цветаева в споре воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак – это тайность, иносказание, шифр. Пастернака долго читать невозможно и невыносимо без напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стёкла не по глазу».
Первые литературные выступления Пастернака относятся к 1912 году. Это было время распада школы символистов и зарождения футуризма. Пастернак выступил соединительным звеном между боровшимися друг с другом символизмом и футуризмом.
Свобода – вот что было главным в Пастернаке. Это и сделало его тем поэтом, которым он и остался в памяти поколений. Кто же он на самом деле?
Совесть эпохи культа личности, нравственный авторитет или предатель Родины, внутренний эмигрант? Сегодня мы понимаем, что мир поэта не «узкий, индивидуалистический мирок (как писали критики и литераторы на протяжении советской эпохи), а грандиозный – в историческом, философском, нравственном и эстетическом отношении – мир. Быть поэтом, т.е. беспристрастным свидетелем происходящего, или стать героем злободневности, перестав быть поэтом. Сила поэта - в его независимости от психологии толпы и воли политической власти. Именно эта позиция поэта-мыслителя оказалась наиболее опасной для советской власти.
Автор наиболее известен массовому читателю по роману «Доктор Живаго» и не все знают, что Борис Пастернак писал поэмы («Лейтенант Шмидт» (1927), «Девятьсот пятый год» (1927)); повести («Детство Люверс» (1922), «Охранная грамота» (1929)); стихи. Из стихотворных сборников наиболее известны: «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя – жизнь» (1922), «Темы и вариации» (1923) и многие другие.
С 1936 года и до конца жизни поэт жил в Переделкино. Он не мог опубликовать ни одного стихотворения. Главным из литературных занятий Пастернака стали переводы. Он перевёл современных и классических грузинских поэтов, трагедии Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» Гёте и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, а, напротив, к созданию «русского Шекспира».
Мы восхищаемся переводами Пастернака, а поэт в минуту отчаяния напишет в письме: «Переводы отняли у меня лучшие годы моей деятельности». В английской газете он прочтёт «Пастернак мужественно молчит» и вспыхнет: «Откуда они знают, что я мужественно молчу? Я молчу, потому что меня не печатают…».
Современники отмечали его жизнелюбие и юношескую энергию. Он долго не старел, и даже седина пришла к нему очень поздно. Калитка его дома в подмосковном поселке Переделкино никогда не запиралась. Его любили крестьяне, заходили к нему запросто, поговорить о жизни, о своих заботах. Зато Пастернака не любили власти.
В 1958 году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии, за продолжение традиций великого русского романа», но был вынужден отказаться от неё под угрозой высылки из страны. Позже (в 1989 году) диплом и медаль были вручены его сыну Евгению Борисовичу.
На книжной выставке «Главная цель творчества - самоотдача» вниманию читателей предложены известные произведения Бориса Пастернака, сборники его стихов, а также литература о его жизни и творчестве.
Интересным изданием о творческом пути писателя можно назвать книгу известного литературоведа, исследователя русской и немецкой литературы Н. Н. Вильмонт «О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли». В неё вошли воспоминания и размышления о жизненном и творческом пути Бориса Пастернака, с которым автора связывала многолетняя дружба. Особый интерес для читателей могут представлять трактовки и комментарии, которые автор даёт к произведениям Пастернака.
Роман «Доктор Живаго», который создавался Пастернаком в течение десяти лет, стал едва ли не самым знаменитым романом XX века. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. Западных читателей, которые первыми смогли ознакомиться с этим произведением, роман заставил по-иному взглянуть на Советскую Россию.
Пастернак не преследовал своим произведением политических целей. Он лишь хотел сказать в главной прозе своей жизни всё, что наболело, оценить путь страны и свой жизненный путь, вычленить вечные вопросы из потока времени. Писателя волновала природа поэзии и искусства, проблема индивидуума, который старается осмыслить бурную эпоху, не становясь на сторону ни одной из сторон. Наделив Юрия Живаго собственными переживаниями и мыслями и придумав ему совсем другую биографию, автор хотел заклясть смерть, отдалить её приход, показать всему миру величие и безграничность русской души. А в результате получился роман совсем несоветский, который властью был воспринят как решительно антисоветский.
Хочется обратить внимание читателей на книгу Б. Соколова «Кто Вы, доктор Живаго?». Известный литературовед и писатель, доктор филологических наук Борис Соколов в этой книге попытался ответить на вопросы, которые возникали у тех, кто читал известный роман Бориса Пастернака. Автор, сопоставив биографию писателя и сам роман, даёт ответы на то, кто был прототипами героев повествования и расшифровывает многие загадки, оставленные Пастернаком в романе без ответа. В книге использована личная переписка Пастернака, мемуарные документы близких писателю людей.
Массовый советский телезритель впервые познакомился со стихами Пастернака в 1976 году в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Мало кому известно, что стихотворение «Никого не будет в доме» (1931), преобразившееся в городской романс и проникновенно исполненное под гитару Сергеем Никитиным, принадлежит перу Бориса Пастернака.
Борис Леонидович Пастернак был гениальным поэтом. Его стихи, однажды прочитанные, уже не забываются. Их музыкальность поразительна. Сборник стихов «Сестра моя — жизнь» сразу же выдвинул Бориса Пастернака в ряд первых поэтов России, и сейчас нам уже невозможно представить русскую поэзию XX века без его имени.
На создание любовной лирики поэта вдохновляли музы — земные женщины. О переписке писателя с его первой женой, составленной его старшим сыном, читатели смогут узнать из книги «Существованья ткань сквозная» Б. Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак».
В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской, которая стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения, и до самой смерти поэта их связывали близкие отношения. Подробнее об их взаимоотношениях можно прочитать в книге самой О. В. Ивинской «Годы с Пастернаком и без него». «Ольга – мое жизненное дыхание», - писал Борис Пастернак об Ольге Ивинской. Ей посвящена его поздняя лирика, она стала прообразом героини знаменитого романа «Доктор Живаго». Но она дорого заплатила за эту любовь – годами, проведенными в лагере и ссылке.
На выставке представлены и другие, не менее интересные, издания о жизни и творчестве известного писателя и поэта, например, книга Л. Флейшмана «Борис Пастернак в двадцатые годы». В книге этого одного из крупнейших специалистов по русской литературе XX века детально, с привлечением огромного массива документов и воспоминаний анализируется переломный для Пастернака и для судеб русской культуры период. Автор сочетает скрупулезность и подробность в освещении биографических и исторических обстоятельств с глубоким и тонким анализом сложнейшей поэтической ткани. Поэт в книге показан на пересечении всех силовых линий эпохи. Особое внимание уделено взаимоотношениям Пастернака с футуризмом, в частности, с Маяковским и Лефом. В то же время книгу можно рассматривать как своеобразный комментарий к самому «эзотерическому» произведению Пастернака - «Охранной грамоте».
Наследие писателя законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры XX века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии и прозы. Выставка будет интересна самым широким кругам читателей. Приглашаем всех желающих поближе познакомиться с непростой судьбой и удивительным творчеством этого великого творца.
Выставка «Главная цель творчества - самоотдача» работает в отделе абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки (ул. Профсоюзная, д. 2, первый этаж, каб. 18) до 15 февраля.
Ольга Свирина,
ведущий библиотекарь отдела абонемента ПОУНБ