15 марта 2015 года исполнилось 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815- 1869), русского писателя, поэта и просветителя. Абонемент Псковской областной универсальной научной библиотеки (ПОУНБ) предлагает вниманию наших читателей книжную выставку "Сказка ложь, да в ней намек", посвященную творчеству этого замечательного человека.
15 марта 2015 года исполнилось 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815- 1869), русского писателя, поэта и просветителя. Абонемент Псковской областной универсальной научной библиотеки (ПОУНБ) предлагает вниманию наших читателей книжную выставку "Сказка ложь, да в ней намек", посвященную творчеству этого замечательного человека.
Уроженец Сибири, Петр Павлович Ершов получил образование в Петербургском университете(1831-1835). В 1833 году профессор литературы П.А. Плетнев прямо на лекции прочел своим студентам первую часть стихотворной сказки «Конек-Горбунок», представленной 19–летним студентом Ершовым в виде курсовой работы:
«За горами, за лесами, за широкими морями, не на небе - на земле жил старик в одном селе. У крестьянина три сына: старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу: знать, столица та была недалече от села. Там пшеницу продавали, деньги счетом принимали и с набитою сумой возвращалися домой...»
Сказка понравилась. Плетнев нашел время показать ее Пушкину. И Пушкину сказка понравилась, он даже поправил в ней первых четыре стиха. «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить, - якобы сказал он друзьям. - Этот Ершов владеет своим стихом, как крепостным мужиком».
В 1834 году сказка «Конек-Горбунок» была напечатана в журнале «Библиотека для чтения». В том же году сказка вышла отдельной книжкой, принеся девятнадцатилетнему поэту широкую известность. При жизни поэта «Конек-Горбунок» выдержал не менее семи изданий, породив при этом массу самых разных подражаний. Только строгий В.Г. Белинский не преминул проворчать что-то про подделку под народное творчество. Впрочем, он и сказки Пушкина считал такой же подделкой. «Конёк-горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал. Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил.
Своеобразный слог, народный юмор, удачные художественные картины доставили этой сказке широкое распространение.
Сказка Ершова бытовала как народное произведение, вызывая к жизни множество подражаний и прямых подделок. В 1870–1890-х вышло около 40 поддельных Коньков-Горбунков общим тиражом около 350 тыс. экз.
Сказку Ершова неоднократно пытались запретить. Из первого издания 1834 года по требованию цензуры было исключено всё, что могло быть интерпретировано как сатира в адрес царя или церкви.
В 1922 году «Конёк-Горбунок» признан «недопустимым к выпуску» наоборот — из-за сцен преклонения перед царем.
В 1934 году в разгар коллективизации цензоры усмотрели в книжке «историю одной замечательной карьеры сына деревенского кулака».
В 1996 году появилась статья литературоведа Александра Лациса, в которой он утверждал, что автором «Конька Горбунка» является не П. Ершов, а А. С. Пушкин. У этой точки зрения появился ряд сторонников, которые указывали на следующие аргументы: молодость П. Ершова и отсутствие литературного опыта, близость стиля сказки к пушкинскому, отсутствие первой рукописи сказки. Большинство исследователей творчества П. Ершова и А. С. Пушкина не придерживаются этой версии, считая П. Ершова единоличным автором «Конька Горбунка».
В 1986—1988 годах в СССР была создана видеоигра "Конек Горбунок", в которую можно было поиграть на советских игровых автоматах.
В 2007 году активисты Общественного движения «Болгарский национальный конгресс» потребовали проверить книгу на экстремизм из-за высказываний царя, в которых слово «татарин» употребляется как ругательное. Прокуратура в проведении проверки отказала, поскольку произведение относится к «классике русской литературы».
Кроме «Конька-горбунка» Ершов написал несколько десятков стихотворений. Был автором цикла рассказов "Осенние вечера", ряда эпиграмм. С именем Ершова связано также развитие русской национальной оперы. Поэт создает несколько оперных либретто, в основу которых легли древние предания.
Его характеризует удивительно требовательное отношение к своим произведениям, скромное и даже застенчивое отношение к собственному дарованию. Он не умел пользоваться шумной славой сочиненной им сказки. Часто публиковал свои произведения под псевдонимами. Может быть, поэтому, из-за необыкновенной совестливости и авторской скромности, затерялось имя славного поэта Петра Павловича Ершова в сутолоке литературной борьбы и жизни.
Увлекшись педагогикой, Ершов пытался создать новый гимназический курс, обдумывал кое-какие реформы в словесности, - однако все эти его работы не были напечатаны, и судить о них сейчас можно только по кратким воспоминаниям его учеников.
Вниманию читателей будут предложены книги из фондов библиотеки.
С выставкой можно ознакомиться в течение января в отделе абонемент (1 этаж, кабинет 18) в часы работы библиотеки.
Контактный телефон: 72-84-03
Камнева Ольга Александровна,
Главный библиотекарь абонемента
Псковской областной научной библиотеки