8 ноября 2015 года в Псковской областной библиотеке открылась камерная выставка немецкой художницы российского происхождения Татьяны Альба. На выставке представлены всего десять работ, однако они ярко представляют важнейший 15-летний жизненный и творческий этап художницы. Экспозиция работает в конференц-зале библиотеки (ул. Профсоюзная, д. 2, второй этаж) в понедельник-четверг - с 10 до 20 часов, в выходные - с 10 до 18 часов.
8 ноября 2015 года в Псковской областной библиотеке открылась камерная выставка немецкой художницы российского происхождения Татьяны Альба. На выставке представлены всего десять работ, однако они ярко представляют важнейший 15-летний жизненный и творческий этап художницы. Экспозиция работает в конференц-зале библиотеки (ул. Профсоюзная, д. 2, второй этаж) в понедельник-четверг - с 10 до 20 часов, в выходные - с 10 до 18 часов.
Поиски себя
Татьяна родилась в корневой России, в городе Орле, на родине И. С.Тургенева и Н. С.Лескова. Мама Татьяны, прекрасно знающая русскую классику, привила всей семье особенную любовь к поэзии А. С. Пушкина. В школьные годы юная Татьяна легко получала «отлично» по литературе и рисованию, но профессию выбрала серьезную и получила диплом инженера.
Волею судьбы Татьяна в 80-е годы XX века оказалась нашем древнем городе и, очарованная его красотой, пришла работать в музей, где встретилась с замечательными людьми, открыла для себя другой мир, так что, по её собственным словам, с тех пор Псков стал для нее «духовной родиной».
Загадочный мир искусства требовал больших профессиональных искусствоведческих знаний, и Татьяна выбрала лучшую русскую школу искусства - старейшую, знаменитую Академию художеств (институт им. И. Е. Репина), основанную императрицей Елизаветой, «дщерью Петровой» в Санкт-Петербурге еще в XVIII веке.
Переезд в Ленинград, учёба, затем работа - сначала на посту учёного секретаря в любимой Академии «трёх знатнейших художеств», затем и вовсе «у И. Е. Репина, в Пенатах» - в одном из лучших художественных музеев страны, - многое дали Татьяне.
Татьяна Альба на открытии выставки в областной библиотеке |
В усадьбе, ставшей ныне мемориальным музеем, великий художник прожил три десятилетия. Здесь провел он остаток дней и здесь же осенью 1930 года был похоронен на холме, который сам определил как место будущей могилы. Чудесные пейзажи бывшей Куоккалы (Репино), маленький коллектив замечательных искусствоведов, общение с художниками и любителями искусства окончательно определили круг интересов будущей художницы. Но путь к себе оказался непростым и неблизким. Ещё один поворот в судьбе - и Татьяна оказывается в Германии, с которой связана вся её сегодняшняя жизнь. Здесь родилась вторая дочка, здесь родились и первые полотна, здесь, входя в иную культуру, она «заговорила» не только на немецком языке, но и на особом языке живописи и графики, здесь увидела себя с кистью в руке и впервые ясно увидела себя художником.
|
Открытие себя, осознание своего предназначения – главная задача человека, главное счастье его жизни. Как из рога изобилия, посыпались впечатления и потребовали своего живого и яркого воплощения. Вначале Татьяна делала маленькие эскизы карандашом, акварельные наброски, потом прибегала к пастели, наконец, многие мотивы, пройдя все стадии требовательного автора, удостаивались больших масляных полотен. Такие серии с последовательной разработкой одного мотива-темы в разных техниках и размерах заполнили мастерскую художницы и требовали представления публике. Татьяна Альба сделала несколько заметных выставок и открыла свою школу-студию, пользующуюся изрядной популярностью.
Выставка в Пскове.
Пейзажи
Выставка в Пскове - одном из любимых городов Татьяны - приурочена к своеобразному 15-летнему творческому юбилею, когда ей явилось счастье открытия себя и мира.
Десять работ, представленных на выставке, выполнены в технике акварели и пастели, используются бумага, карандаш и тушь, представлено 5 пейзажей и столько же портретов. Художницу интересуют почти все жанры живописи, но именно лики природы и человека привлекают ее в большей степени.
«The old man of Muchalls». Суровое северное море бьется о скалы Шотландии, вытачивая с каждым ударом мощную скульптуру - каменного истукана с обликом вечного старца. |
|
«Замок Даннотар». Древний замок-крепость Данноттар - слава и гордость шотландцев - царит в неприступной высоте на высоком утесе, а вокруг него «кипят и пенятся валы». |
|
«Коста Брава». Дикий берег в Испанской Каталонии («Коста Брава» - «скалистый берег» или «берег смелых», где с головокружительной высоты художница, невесть где примостившаяся (вот уж воистину - берег требует смелых!), пишет какую-то первобытную битву камней-великанов, утесов, скал и воды, сжатой ими, а также Бог знает как держащуюся над всем этим пространством огромную сосну, вцепившуюся корнями-нервами прямо в скалы.
Очевиден интерес автора к этой первобытной вечности, подлинному началу мира в четырех стихиях, без человека… Но откуда это внутреннее волнение-движение, очевидное в работах, рождающее вихрь чувств? – Здесь «спряталась» художница, - это её мысли, её настроение, её любовь к свободному «танцу руки» с кистью, её постижение данного неповторимого «гения места». Татьяна Альба понимает смысл пейзажа как эмоциональное переживание пространства. |
|
«Бретань. Капелла Лангвидо». Северо-запад Франции, побережье полуострова Бретань, или «страна у моря»-Арморика, омываемая Атлантическим океаном и проливом Ла-Манш Снова знакомые мотивы в работах Т. Альба: море-океан, нетронутая природа, земля с древнейшей историей, родина потомков древних кельтов–бретонцев. Но настроение пейзажа - иное, он окрашен неповторимой прелестью наших впечатлений от средневековой Франции, и тон этой мелодии задает архитектурный мотив романтических руин готического храма, с изысканными ажурными проемами арок. Время рыцарей и прекрасных дам, время мушкетеров, в опасных переправах-приключениях из Франции в Англию и обратно за алмазными подвесками королевы. Так архитектурный пейзаж с литературными отсылками создает целую серию ассоциаций по точнейшему образу времени у нашего главного поэта: «…Всё пройдет…Что пройдет, то будет мило»… |
|
«Платан на Литценсэ». Берлин. Яркое солнце обливает старый платан, скользит по его коре, просвечивает, играет с листьями, переливается золотыми оттенками и уходит в фиолетовые рефлексы на земле, у корней старого дерева, не вмещающегося в пространство картины, - и оттого кажущегося нам тем самым старым великаном-дубом у Л. Н. Толстого в «Войне и мире», который долго не верил весне, и счастью, и солнцу, а потом зазеленел так мощно и победительно, что само его описание во всемирно известной русской эпопее навсегда осталось гимном вечно обновляющейся жизни.
Спокойное, умиротворённое, полное солнца, света и радости состояние расцветающего мира в этой работе созвучно творческому кредо самой художницы: «Я люблю жизнь, свет, солнце, распускающиеся цветы и хочу, чтобы все открывали каждый день и ценили это счастье жизни!» (Татьяна Альба). |
Портреты
«Портрет журналиста». Вызывающе-раздражающий цвет, грубовато–брутальная манера рисунка, крупный ракурс огромной руки, прикрывающий рот, сказавший лишнее, глаз, впившийся в нас из-под очков (неужели догадались–поняли, что я полусказал и выдал себя?); скрытый бликом второй - пустой глаз, отражающий блик света, не пускающий к себе, - и вот, как на ладони, весь человек. Портрет прожжённого политика и журналиста, желающего манипулировать людьми и скрывающего подлинные намерения. |
|
«Мануэла». Мягкий юмор, понимание и нежность читаются в облике молодой женщины с высоко поднятой головой и задорной прядью волос («Мануэла»). Легкая, порывистая, чему-то удивляющаяся или отвечающая невидимому собеседнику, сотканная из перетекающих нежно акварельных оттенков от желто-зеленого до вишнево-розоватого, вся она выполнена по импрессионистическим канонам мгновенного впечатления. |
|
«Портрет в интерьере». Самая ранняя и самая классическая работа на выставке – идеализированный автопортрет художницы. Мир любимых петербургских музеев, Академии художеств и Эрмитажа угадывается в благородном интерьере со старинной картиной в крупной раме, на фоне которой представлена … ожившая античная скульптура? реальная женщина? Ровный сияющий свет исходит от сидящей, обращённой к нам в сложном повороте; великолепная гибкая линия описывает силуэт полуобнаженной фигуры и торжественный, тонко-градуированный красный цвет драпировки становится пьедесталом прекрасному образу. |
|
«Чёрный гребень». Один из последних автопортретов, он выполнен иначе, чем «Портрет в интерьере». Обе манеры – экспрессивная (в столкновении огненно-рыжей копны волос с чёрным гребнем), смягчённая плавной линией силуэта, и импрессивная (в переходах света в цвет, с оранжево-зелёными пятнами с фиолетовыми вкраплениями рефлексов, скользящих по телу), сходятся в этом портрете. Неожиданное деление фона на глухой чёрный слева и ярко-цветный справа «заковывают» модель в рефлексию, обращают её к себе – этот пристальный взгляд в невидимое для нас зеркало. Но автор не закрыт, он открыт нам и ищет диалога со своим зрителем: ведь зеркало художницы – это зрители! |
|
«Утренний свет». Лучший портрет и одна из самых больших удач Татьяны Альбы. Это портрет её маленькой дочери. Чудесная девочка с огромными голубыми глазами сидит на пороге дома, открытого в сад. На фоне кроватки и двери, открытой в большой сказочный мир, в потоках утреннего мягкого света, устремлённого к ней, девочка светится небесно-голубым и золотым светом Надежды. Это ещё одно, юное зеркало отражает затаённый смысл жизни и творчества нашей художницы: в нём чистота, искренность и радостная открытость миру, в нём - Любовь! |
Т. В. Шулакова, кандидат искусствоведения
Видеорепортаж с открытия выставки в библиотеке
Татьяна Альба и Тамара Шулакова на открытии выставки в областной библиотеке 8 ноября 2015 года