Региональный центр по работе с редкими и ценными документами представляет выставку изданий, посвященную 230-летию со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855) – поэта, переводчика, члена литературного кружка «Арзамас», почетного члена Вольного общества любителей российской словесности.
Его поэзия вошла в золотой фонд русского классической литературы.
Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) – поэт, переводчик, член литературного кружка «Арзамас», почетный член Вольного общества любителей российской словесности. Поэзия его вошла в золотой фонд русского классической литературы. А. А. Бестужев-Марлинский писал: «С Жуковского и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии».
На выставке представлено уникальное издание, являющееся книжным памятником, в котором помещены стихотворения К. Н. Батюшкова: «Песнь Гаральда смелого», «Гезиод и Омир соперники», а также «Переход через Рейн», которое Пушкин считал лучшим, «сильнейшим» поэтическим произведением Батюшкова. На фронтисписе тома помещен портрет К. Н. Батюшкова работы О. А. Кипренского, гравированный И. В. Ческим:
Новое собрание образцовых русских сочинений и переводов в прозе, вышедших в свет от 1816 по 1821 год, изданное Обществом любителей отечественной словесности. Ч. 1. – Санкт-Петербург : тип. Н. Греча, 1821-1822.
Издание являлось продолжением серии «Собрание образцовых русских сочинений», начало которой положил В. А. Жуковский. Перепечатывались в сборниках лучшие, по мнению издателей, переводы и оригинальные произведения русских писателей и поэтов.
В сборнике также помещены творения В. А. Жуковского, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина и других известных поэтов того времени.
Демонстрируются на выставке и еще два вышедших при жизни поэта издания, предпринятых уже его родственниками, т. к. сам он из-за болезни участия в их выходе не принимал:
Батюшков, Константин Николаевич.
Сочинения в прозе и стихах Константина Батюшкова. Ч. 1 : Проза / Константин Батюшков. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Тип. И. Глазунова, 1834. – Титульный лист А. Брюллова, портрет автора работы О. Кипренского, гравированный С. Галактионовым.
Батюшков, Константин Николаевич.
Сочинения Батюшкова. Т. 1. – Санкт-Петербург : Издание Александра Смирдина, 1850. – (Полное собрание сочинений русских авторов).
Оба издания практически повторяют первый сборник стихотворений поэта «Опыты в стихах и прозе Константина Батюшкова», ч. 2 (СПб., 1817). В отличие от них, следующее издание, вышедшее в год столетия поэта, является общедоступной версией первого научного издания сочинений Батюшкова в 3-х томах (1885-1887), подготовленного Л. Н. Майковым и В. И. Саитовым. Оно снабжено фундаментальной статьей «О жизни и сочинениях Батюшкова»:
Батюшков, Константин Николаевич.
Сочинения К. Н. Батюшкова : со статьей о жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова, написанной Л. Н. Майковым, и примечаниями, составленными им же и В. И. Саитовым. – Санкт-Петербург : изданы П. Н. Батюшковым, 1887.
Батюшковская традиция присутствует в лирике многих русских поэтов. Важность поэзии К. Н. Батюшкова для А. С. Пушкина отмечают все исследователи его творчества. Пушкин, высоко ценивший Батюшкова, в наброске статьи «О причинах, замедливших ход нашей словесности» (1824) пишет: «Батюшков, счастливый сподвижник Ломоносова, сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для италианского». На выставке представлены две работы, затрагивающие эту тему:
Пушкин о Батюшкове // Майков Леонид Николаевич. Пушкин : биогр. материалы и историко-лит. очерки : с прил. портр. Пушкина / Майков Л. Н. – Санкт-Петербург : издание Л. Ф. Пантелеева, 1899.
Элиаш, Надежда Михайловна.
К вопросу о влиянии Батюшкова на Пушкина. – Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1914.
Многие русские писатели первой половины XIX века отличались разносторонней талантливостью, некоторые проявили себя и как художники. Наделен был художническим даром и Батюшков. А с настигшей его душевной болезнью он перестал писать, и рисование стало почти единственным его занятием.
Рисунки поэта представлены в прекрасном подарочном издании большого формата в красочном футляре. Альбом является практически первым опытом обзора изобразительного творчества русских писателей почти за три века и содержит образцы живописи и графики 44 авторов от Симеона Полоцкого до Маяковского.
Рисунки русских писателей XVII – начала XX века = Pictorial souvenirs of Russian writers from the 17th to the early 20th centuries : [альбом / авт.-сост. Р. Дуганов]. – Москва : Советская Россия, 1988.
Выставка работает до начала июня 2017 года.