15 (27) мая исполняется 135 лет со дня рождения Дмитрия Исидоровича Митрохина, русского художника, мастера книжной и станковой графики, представителя модерна и «тихого искусства». Этому событию в жизни русской культуры посвящена выставка в Региональном центре по работе с редкими и ценными документами, отражающая ранний период творчества художника (16+).
15 (27) мая исполняется 135 лет со дня рождения Д. И. Митрохина (1883-1959) – русского художника, мастера книжной и станковой графики, представителя модерна и «тихого искусства». Этому событию в жизни русской культуры посвящена выставка Центра редкой книги «… Вечно изучать новое». Она представляет ранний период творчества Дмитрия Исидоровича.
За свою творческую жизнь Д.И. Митрохин оформил и проиллюстрировал огромное количество книг, разработал несколько десятков издательских марок, торговых эмблем и этикеток, сделал почти полсотни экслибрисов, но не все знают, что еще до революции 1917 года он уже завоевал репутацию виртуоза книжно-журнального оформления.
На нашей выставке можно увидеть плоды его сотрудничества с такими издательствами, как «И. Н. Кнебель», «М. и С. Сабашниковы», «Огни».
После 1918 года Митрохин работал во многих советских издательствах (Наркомпроса, «Земля и фабрика», «Красная новь», «Academia», Гослитиздат, Детгиз и др.) и прожил долгую творческую жизнь.
Оформив огромное число изданий, он стал живой историей русского книжного дизайна ХХ века, непосредственно продолжив принципы «мирискуснической», символистски-модернистской эстетики в изо-культуре советского периода. Рисовал в разных техниках, гравировал на дереве, на меди резцом и сухой иглой, обращался к акварели и цветному карандашу. В искусстве книги придавал особое значение не полосным иллюстрациям, а всему орнаментально-ритмическому комплексу обложки, форзаца, титула, заставок и т.д., тщательно вырисовывая каждую деталь. С 1918 года заведовал Отделом гравюр и рисунков Русского музея, В 1919–1930 плодотворно работал как педагог – преподавал в 1919–1930 в Высшем институте фотографии и фототехники и Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, бывшая Академия художеств).
Своим ученикам он оставил свой завет: «Рисовать каждый день, думать о том, что нарисуешь в следующий раз, наблюдать, искать, вечно искать новые способы изображения. Искать, всегда оставаясь самим собой, никогда не успокаиваясь на сделанном. Действительность вечно изменяется. Каждый день новый пейзаж в окне, по-новому группируются вещи, меняется свет, пространство, возникают новые, таинственные взаимоотношения. Появляются и опадают цветы. Кто-то привозит из дальних краев неожиданные плоды. Мимо окна проходят люди, во дворе развешивают белье, чистят ковры, играют в волейбол. Всадник следует из конюшни на ипподром, птицы слетаются за кормом, мчатся автомобили, на страницу опускается что-то крылатое. Прохожие остановились, разговаривают (вот как нынче одеваются!). Наблюдать, рисовать, вечно изучать новое» [1].