К 95-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева в отделе абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки (ул. Вокзальная, д.48) с 13 мая работает книжная выставка «Отражение жизни простого человека в творчестве В.П. Астафьева».
К 95-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева в отделе абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки с 13 мая работает книжная выставка «Отражение жизни простого человека в творчестве В.П. Астафьева».
«Понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле есть истинное и высшее назначение литератора, в том числе и мое».
В. Астафьев
Виктор Астафьев - русский писатель, прозаик и публицист; был необыкновенно наблюдательным литератором, сочинителем, выдумщиком, фантазером; он был беспощадным и к себе, и к другим, когда дело касалось творчества, требовательным, не терпевшим расслабленности, лени и разгильдяйства. Ему принадлежат слова: «Музыка есть в каждой минуте жизни». Он был самородком и самоучкой, прекрасно знал поэзию, любил и почитал Ф. М. Достоевского, восхищался Н. В. Гоголем и И. А. Буниным, из современников особенно ценил Евгения Носова и Константина Воробьева.
Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев. Биография его – яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.
Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве. Позднее беспризорничал, в пятнадцать лет попал в детский дом в г. Игарке. Там ему жилось несладко. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет знаменитым писателем.
Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на Курской дуге. В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и орденом Красной Звезды.
«Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественность. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге».
Рассказ имел успех. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре был выпущен второй сборник рассказов под названием «Огоньки». «Рассказы для детей» - так охарактеризовал автор это свое творение.
Замысел «Последнего поклона» (1958-1978), создаваемого в течение двух десятилетий, родился от желания писателя рассказать о Сибири, о впечатлениях детства. Автор назвал сборник «страницами детства». Главным героем цикла, объединяющим все рассказы, является ребенок Витька Потылицын. Первая книга наполнена описанием детских игр, рыбалок, деревенских забав. Написанные от первого лица рассказы наполнены чувством благодарности судьбе за общение с прекрасной природой, за встречи с необыкновенными людьми. Из самых недр жизни берет Астафьев своих персонажей, в том числе и печальницу, заступницу мальчика — бабушку. Писатель отдал последний поклон всему хорошему, что было и есть в этом мире. И «Конь с розовой гривой», и «Далекая и близкая сказка», и «Монах в новых штанах» — все эти зарисовки, пленительные своей поэтичностью, сразу же сделали имя Астафьева далеко слышным.
Все творчество великого писателя проникнуто деревенской и военно-патриотической тематикой. Его герой — простой солдат (каким был он сам), на котором держится армия, но которого ругают за все прегрешения. Его стиль отличает правдивое, в чем-то суровое, на грани фола описание жизни. Темы, выбранные Астафьевым, всегда остросоциальны, он не любил компромиссы и всегда старался говорить со своим читателем начистоту. Писатель одним из первых поднял темы подростковой преступности, существования маргинальных слоев в советском обществе, невероятно точно обозначил проблему жестокости и насилия.
В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования – история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Не так уж и сложно догадаться, почему произведение не хотели выпускать в свет. Народ, который воевал и победил в этой войне, принято было изображать могучим, сильным, несгибаемым. Согласно рассказам мастера, он не только сгибаем, но и уничтожаем. Причем смерть и лишения люди терпят не только по вине фашистских захватчиков, пришедших на их землю, но и по воле тоталитарной системы, господствующей в стране.
Его главная книга о войне – роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. В ней автор еще раз переживает кошмар войны, заразив читателя невероятной энергией борьбы с «преступлением против разума». Роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» состоит из двух книг. Первая из них - «Чертова яма». Вторая - «Плацдарм» В романе описана война и события, которые ей предшествовали. Но главное в книге Астафьева - быт советских солдат и их взаимоотношения с командирами. Молоденьких мальчишек, новобранцев, с призывных пунктов свозили в «карантин». Это в самом деле была «чертова яма», преисподняя, где ломали характеры, души, судьбы. И выживал не всегда лучший, сильнейший, а тот, кто сумел затаиться, спрятаться, схитрить. Бессмысленно короткие жизни. Бессмысленные смерти. Во второй книге тех же героев переводят в действующие войска, где их подразделение штурмом берет плацдарм на другом берегу реки. И они оказываются бок о бок, вчерашние друзья и недруги, они должны вместе противостоять общему врагу. Откуда такое название? У старообрядцев была легенда, согласно которой тот, кто начинает войну и братоубийства, будет проклят и убит. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.
«Веселый солдат» - возможно, последняя великая книга о Великой войне, написанная очевидцем и участником. Только пятьдесят лет спустя, в пору подведения жизненных итогов, В. Астафьев смог до конца освободиться от страхов, иллюзий, комплексов и мифов той войны и рассказал о ней не просто правду, но то, что выше правды – как оно было на самом деле. Рассказ был написан в 1998 годы и основывался на реальных фактах из жизни Астафьева, а точнее с 14 сентября 1944 года на Дукленском перевале, в Польше.
«Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне». Эта точка отсчета и определяет трагический смысл истории солдата-победителя и ее последующее авторское осмысление с высоты вечных ценностей бытия. Так начинается повесть о «потешной жизни», о свирепой и наглой силе зла, о привычке к существованию в аду, о тихом, придавленном, но неодолимом стремлении жить по-людски, о боле, о грехе, расплате и сохраненном человеческом естестве. Так она и заканчивается: «…Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека».
В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.
Он пишет о редких видах рыб, уничтожаемых местными браконьерами самыми варварскими средствами. Он рассказывает о бессмысленном расстреле глухарей, когда они слетаются на берега рек глотать речную гальку, которой перетирается лесная пища. Он вспоминает о тополях на енисейских берегах, свороченных от нечего делать трактористами, которые «не услышали, как предсмертно хрустят, безгласно вздымают вверх обломанные лапы добрые, нездешние деревья, дававшие приют птицам и детям, тень в саду, прохладу дому, красоту реке», с возмущением говорит писатель о равнодушных, бездумных туристах — «на просторах они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба».
Астафьевские произведения неизменно автобиографичны. Критик Валентин Яковлевич Курбатов назвал его творчество «книгой одной жизни».
Приглашаем познакомиться с выставкой.
Заведующая абонементом Галактионова Светлана Алексеевна