8 января исполняется 110 лет со дня рождения русской балерины Галины Сергеевны Улановой.
К этому событию отдел литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки подготовил книжную выставку «Душа русского балета».
8 января исполняется 110 лет со дня рождения русской балерины Галины Сергеевны Улановой. К этому событию отдел литературы по культуре и искусству подготовил книжную выставку «Душа русского балета».
«Тонкая, хрупкая, неземное создание», – так говорила педагог Агриппина Ваганова о своей ученице. Галина Уланова принесла на сцену совершенно особую духовную атмосферу, сумев достичь удивительной гармонии внешней и внутренней пластичности. Алексей Толстой называл ее «Обыкновенной богиней», Сергей Эйзенштейн хотел снимать в роли царицы в фильме «Иван грозный».
Галина Уланова снискала на своем пути все возможные почести и стала самой титулованной балериной.
О ее творческом пути рассказывает писатель и историк балета Ольга Ковалик в монографии «Галина Уланова».
«Чистейшей прелести чистейший образец»
У Ольги Ковалик Уланова как раз такая — идеальный человек, уникальная цельная личность, образец для подражания и пример для будущих поколений. Автор оперирует всеми возможными источниками, не утаивает никаких подробностей биографии балерины. В книге шесть глав, из них первые три посвящены детству, отрочеству и юности Гали Улановой в Ленинграде. Формирование личности занимает весомое место в тексте: собраны все знаменитые истории из детства Улановой, связанные с недовольством доставшимся ей «слабым полом», мальчишескими играми и дерзкими взглядами. И танец Уланова считала не серьезным, «девчачьим» занятием. Но Ковалик так ловко подбирает слова, вводит какого-то невидимого гения, подгоняющего действие и ведущего главную героиню к правильному решению, порядочному поступку, чистоте и правдивости с самой собой и окружающими.
Биография словно наматывается на некий стальной стержень. Автор старается не упустить ни одного имени, ни одного известного человека, с которым судьба сводила Уланову. Эти упоминаемые постоянно «прохожие» иногда сбивают с пути, мешают следить за молодой балериной, но таким образом Ковалик хочет восстановить историческую картину, дать культурный срез довоенной эпохи и еще раз утвердить круг Улановой как разносторонне интеллектуальный и высокохудожественный. Она вкратце излагает и тайную биографию матери Улановой Марии Федоровны Романовой, предками которой, по всей видимости, были Тухачевские. Впрочем, специального исследования автор не проводит: как и в других спорных эпизодах биографии балерины, она лишь корректно сопоставляет источники.
На выставке читатели также увидят книгу Татьяны Кравченко из серии «Женщина-миф», сборник писательницы Елены Обойминой «Полеты любви. Балерины русской сцены» и различные статьи.
Приглашаем ознакомиться с изданиями в отдел литературы по культуре и искусству (Вокзальная, 48)!