10 февраля 2020 года исполняется 130 лет со дня рождения русского поэта, переводчика, литератора, лауреата Нобелевской премии в области литературы Бориса Леонидовича Пастернака.
В честь этого события в отделе абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки откроется книжная выставка «Путь от поэзии к прозе».
10 февраля 2020 года исполняется 130 лет со дня рождения признанного русского поэта, переводчика, литератора, лауреата Нобелевской премии в области литературы Бориса Леонидовича Пастернака. В честь дня рождения писателя в отделе абонемента начнёт свою работу книжная выставка «Путь от поэзии к прозе».
«Судьба была к нему милостива: он спасся в кошмарах своего века, не попал на империалистическую войну, уцелел на Отечественной, хотя рисковал жизнью, когда тушил зажигательные бомбы на московских крышах или выезжал на фронт в составе писательской бригады. Его пощадили четыре волны репрессии — в конце двадцатых, в середине и в конце тридцатых, в конце сороковых. Он писал и печатался, а когда не пускали в печать оригинальные стихи — его и семью кормили переводы, к которым у него тоже был прирожденный дар (он оставил лучшего русского «Фауста» и непревзойденного «Отелло» — подвиги, которых иному хватило бы на вечную славу, а для него это была поденщина, отрывавшая от главного). Трижды в жизни он был продолжительно, счастливо и взаимно влюблен. Наконец, период травли, государственных преследований и всенародных улюлюканий пришелся на времена, которые многие вслед за Ахматовой называли «вегетарианскими» — на сравнительно гуманный хрущевский период. Как замечали злопыхатели «Голгофа со всеми удобствами», но со стороны опала Пастернака выглядела и в самом деле несравнимой с трагической участью Мандельштама или Цветаевой» (Д.Л. Быков «Борис Пастернак»)
Борис Пастернак появился на свет в 1890 году в Москве в доме № 3, находящемся в Оружейном переулке, в семье художника Леонида Пастернака и великолепной пианистки Розалии Кауфман.
Из воспоминаний Бориса Леонидовича: «Ощущения младенчества складывались из элементов испуга и восторга. Сказочностью красок они восходили к двум центральным образам, надо всем господствовавшим и все объединявшим. К образу медвежьих чучел в экипажных заведениях Каретного ряда и к образу добряка великана, сутулого, косматого, глухо басившего книгоиздателя П. П. Кончаловского, к его семье и к рисункам карандашом, пером и тушью Серова, Врубеля, моего отца и братьев Васнецовых, висевшим в комнатах его квартиры. ... Из этого общения с нищими и странницами, по соседству с миром отверженных и их историй и истерик на близких бульварах, я преждевременно рано на всю жизнь вынес пугающую до замирания жалость к женщине и еще более нестерпимую жалость к родителям, которые умрут раньше меня и ради избавления которых от мук ада я должен совершить что-то неслыханно светлое, небывалое.»
В 1908 году Борис Леонидович закончил обучение в классической гимназии, а потом решил поступить в Московский университет на историко-филологический факультет, который окончил в 1913 году. Параллельно обучению он совершенствовался в таких направлениях как музыка и живопись.
Первые шаги на поприще поэзии Б. Пастернак сделал в летнюю пору 1909 года. Из воспоминаний литератора следует, что он невысоко оценил свои ранние поэтические труды: «В то время и много спустя я смотрел на свои стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них не ждал». В стихах раннего периода заметно влияние символизма. Для них характерны сложные рифмы, непонятные образы и сравнения.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
1912 год ознаменован его поездкой за границу. Там Борис Леонидович проходил обучение в философской школе города Марбурга, возглавлял которую признанный философ - Герман Коген. Но все же философскому познанию мира Б. Пастернак предпочёл путь поэта и писателя, вследствие чего он прервал обучение и отправился в небольшое путешествие по Италии.
Первый собственный сборник стихов – «Близнец в тучах» - был издан в 1914 году. Известность же Борису Пастернаку принёс стихотворный сборник «Сестра моя – жизнь», напечатанный в 1922 году.
В 1925 году начал работу над романом-поэмой «Спекторский», в котором содержится много отсылок к биографии самого Бориса Пастернака. Так же в этот год создаются такие поэмы, как «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот пятый год». Дважды в свет выходил сборник «Поверх барьеров» - в 1929 и 1931 годах. Благодаря данной книге он окончательно вошёл в список выдающихся поэтов своей эпохи.
В 1930 году Пастернак закончил работу над «Охранной грамотой», которая, по словам Бориса Леонидовича, представляет собой «автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся». В 1931 году состоялась поездка Бориса Леонидовича на Кавказ. Впечатления от поездки поэт запечатлел в цикле «Волны».
Любимая тема поэта - единство человека и природы. «Июль» является примером чудесной пейзажной лирики, в котором он восхищается очарованием одного из самых прекрасных месяцев года.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Книга «Доктор Живаго» - одно из самых значимых произведений поэта в прозе, во многом это автобиографичный роман, над которым Пастернак на протяжении десяти лет. В 1958 году роман писателя, который стал причиной политической травли и изгнания Бориса Леонидовича из Союза писателей СССР, был отмечен Нобелевской премией «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». По словам академика Д. С. Лихачева, в «Докторе Живаго» перед нами раскрывается «философия истории, помогающая не только осмыслить события, но и построить живую ткань романа: романа — эпопеи, романа — лирического стихотворения, показывающего все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности».
«Стихи из романа» открываются стихотворением «Гамлет». Оно стало широко известно благодаря Владимиру Высоцкому, который в спектакле Юрия Любимова играл главного героя и начинал представление в Театре на Таганке, выходя на сцену с гитарой и исполняя эти стихи под музыку, им же сочиненную.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Травля со стороны коллег и общественности подкосила его здоровье. В апреле 1960 года у Пастернака развивается тяжелый недуг. 30 мая 1960 года его не стало. На его похороны, несмотря на недоброжелательное отношение властей, пришло много народа. Среди них были Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Наум Коржавин и другие. Его могила находится на кладбище в Переделкино.
Приглашаем познакомиться с выставкой на абонементе (ул. Вокзальная, д.48)!