Из писем Владимира Курносенко к критику Валентину Курбатову.

Валентин Курбатов (Журнал «Литературные знакомства» (№ 3(46), 2020): Вот уже и не помню, как он появился в моей жизни. Кажется, с трёх сторон сразу: Виктор Петрович Астафьев улыбнулся в письме, что вот «на вашей с Маней родине — Урале» появился ещё один писатель (он давал ему рекомендацию, как до этого мне — вот и сводил нас) Напиши, де, ему… А тогдашний писательский секретарь Красноярской организации Серёжа Задереев сейчас же дал мне адрес, потому что знал, о ком это «Петрович». А в Пскове, оказывается, жил ещё и его товарищ, с которым мы тоже дружили — прозаик Михаил Устинов. Так что хочешь не хочешь — напишешь. И в 1989‑м году я ему (Владимиру Владимировичу Курносенко — так торжественно, как на конверте, и в самом письме) написал, а уже через год, так ещё и не встретившись, мы уже были на «ты».

kurbarov kurnosenko

В письмах было много домашнего, личного, даже исповеднического (русские же ребята, — как не открыться!). И вот год назад, нечаянно наткнувшись на пачку его писем (Владимира уже не было в живых — он умер в 2012 год в Пскове, куда приехал в 1994‑м году, может быть, отчасти потому что тут, кроме его друга Устинова, жил я, и письма уже сблизили нас) я не мог оторваться. Столько там было живого, как будто даже разговорного, в интонации словно мы, перебивая друг друга, торопились обнять своё беспокойное время. Ещё был жив СССР, ещё кипели парламентские сражения, ещё «захлопывали» Сахарова и свистели вслед Собачку и с тех же трибун пытались спасти русское сердце депутаты Белов и Распутин. Но, видно, мы жили другим. Своим делом — словом, да пристальностью к душе в переломное время и пробуждающейся церковью. Я писал Владимиру «репортажи» из Псково-Печерского монастыря, а он с батюшками хлопотал о строительстве монастыря в Челябинске и, отчего-то уверенный в моём бóльшем церковном опыте, рвался навестить лучшие монастыри России и, может, быть, даже осесть в одном из них.

Но слово было ревниво и не пускало, да и он больше искал одиночества (в нём как- то «невиноватее») и писали. И писал много. И вот сейчас видно, как высок был его камертон, как точен и нелицеприятен в оценке даже и великих уже тогда имён (и мне нет-нет перепадал «комплимент: «сердце у тебя золотое, а голова умная — ты ей не доверяй»). Это были высокие уроки свободы. И сейчас, мне кажется, что эти его мимолётные замечания — лучший портрет тогдашней растерянности и надежды 89‑го‑93‑го годов прошлого века. Кажется, мы оба искали опоры и не всегда доверяли себе (время научило), но зато бережно слушали друг друга — попробуй тут отделаться общим словом или недомолвкой. И лучше броситься сразу с порога, прямо в середину…

Я бы не постеснялся и эпиграфа:

«Когда целое поколение сменяется и уходит, оно ещё оставляет нам на какой-то срок своих одиноких часовых, последних вестников прошлого, способных донести до нас дыхание былой эпохи…»

В. Я. Лакшин

С Богом!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

* * *

Что ж, что России, как таковой, больше нет, я согласен. Я так думал ещё даже до событий. Недавно слушал нечаянно одну женщину-социолога по радио, когда готовил себе (я тогда радио слушаю), и вот она сказала, что у нас не успела сформироваться «нация». Ещё до революции не успела. Она говорит: «нация» — это то, что соединяет вместе людей по каким-то иерархично одинаково для её субъектов сложившимся ценностям. Уж не помню, почему «не сформировалась», но вот такая мысль. Она говорит. Что, скажем, бескорыстие — это как раз русская национальная черта. То же, что (это уже я говорю) хотят сформировать сейчас в людях — как раз легальность корысти. Поэтому я делаю вывод, что денационализация идёт страшная, в геометрической прогрессии, и в связи с этим мы и не можем нигде приткнуться. Мы теперь не нужны. Это быть может будет, когда нас не будет, а так — нет! Горько сознавать, но мы как бы теперь плывём против очень сильного течения и нас сносит и сносит…
Я думаю, что больше всех виноваты активные эти наши «борцы». Они сделали то, что народ принял «тех». Из двух зол: (патриоты плюс коммунисты) и (Ельцин плюс демократы) взяли верх менее набившие оскомину. Если бы не было этой «борьбы» бондаревско-прохановской и даже кожиновской, то из недр народных, из провинций и т. д. вышли бы настоящие русские люди и без шума и деклараций стали бы делать то, что по душе именно русскому человеку. Не стимулируясь ни корыстью, ни любовью к родине, а просто делая по душе.
А эти всё извозюкали. Одни наши в Челябинске праздники духовности и культуры чего стоят. То есть само название. Коли наш Генка Суздалев и Проскурин — духовность, да ещё Сорокин Валентин, то уж лучше циничная демократия. Хотя выбирать из двух зол — ошибка. Мудрость и есть в том, чтобы не выбирать.

 

* * *

Ты, как и большинство нашего брата — мыслящего, так сказать, человека, постарался быстрее меня неправильно понять, чтобы не дай Бог, не задуматься. Я говорил не о власти как чиновничьей должности. Я говорил о власти как сущности того поляризованного сознания, которым пользуются все без исключения славянофилы, даже «старые», которые качественно суть другое же, хотя бы потому верили в Бога всерьёз, а не подвёрстывали веру под языческое своё понимание «выгоды».
Коли мир делится на плохой и хороший, на Бога и Рогатого, а люди на тех и этих, чистых и нечистых, своих и чужих и т. д., то вывод жизнеповедения однозначен — надо бороться против тех за этих, и за Бога против Рогатого. Расширять мир хороший, уничтожать плохой. И здесь, как логическое завершение этого поделения, в ощущении себя всё-таки «хорошим» (а как же!), ты технически выходишь на борьбу. В борьбе же автоматом ты приходишь к необходимости большей силы, а самая большая сила — власть.
Вот почему все славянофилы, включая твоих друзей, хотят власти, называя своё желание любовью к Родине. Ты и сам её хочешь, пусть в виде интеллигентного влияния словом или чем ещё, но это так. Вершина же человеческого взгляда, мне сейчас кажется, это
«не оставлять следов». Это уважение к сущему как к живому всему. Как единству, должному вызывать в тебе уважения, а не мичуринское стремление кроить. Нужны разумеется и «борцы», но это как дрожжи и лейкоциты, в целом же дело их временное и техническое. Они полумёртвы в силу своего нечувствия к тому, что в них не влазит.

 

* * *

Прочёл тут Довлатова. Вот пример, когда водка помогает найти звук. А так бы и был этакий диссидент чем-то недовольный. А тут. И те человечность, и чуть не русские попадания в душу. Похоже на Высоцкого феномен, хотя поточнее. И в другом.
Хотя, понятно, что это всё лишь аэродромы для не взлетевших самолётов. До самолётов как-то руки как бы не доходят. Вот я, по-моему, писал тебе: «Ташкент» у Матевосяна что-то такое мне казалось.

 

* * *

Сейчас по телевизору показали футбол китайских женщин, а потом их же на поднимание штанги. Потрясающе! Словно небо смещается, либо крыша едет. Зачем? Совершенно то же, как женское занятие литературой. Мы-то, грешные, врём и стыдно потом, а они? У них же враньё вообще средство к цели, причём прощаемое из-за продолжения рода, из-за, так сказать, важности цели. Но зачем свои «приёмы» переносить туда, где и задача-то избавление от неправды?
То есть непонятно, как штанга. Только ты не прими это, как жалобы или что- то личное. Это я так, футбол увидел. Из женщин прекрасные могут быть редакторы, оценщики, рецензенты… Но когда они заступают туда, где надо решать «зачем жить», зная, что «жить надо» и главное «живя», помимо всех «решений», становится странно — зачем?

 

* * *

Твоё письмо мне пришлось близко по моим вялотекущим мыслям чувств. В момент «переворота» я ничего особенного не испытывал, а лишь как-то надолго тускло (если можно так выразиться) сделалось в душе. Хотя по-большому было как бы и привычно наплевать.
А когда вот так кончилось — посвежело. У нас на площади шли митинги, даже по телевизору что-то такое прорвалось, я знаком с одной женщиной, которая держала связь с центром России и т. п., но мне самому даже в голову не приходило как-то подключиться. Тем более я восхищён теми, кто в самом деле что-то делал — будки таскал и всё такое, был готов «стоять насмерть», как любит говорить наше правое родимое движение.
Что я подумал: вот за это нонсенсный альянс в правом движении с марксистской идеологией, высосавший с народа последние соки, он и выбрал себе (или Бог ему) вот эту как бы «демократию» для одного единственного — покончить с нею… Словом, я правый, но не собираюсь называть белое чёрным. Вот так и буду «мужиком». И как будет, так пусть и будет.

 

* * *

Что не читаешь «Подлое время» — правильно, и вообще вся эта литература конечно в сравнении с любым религиозным текстом что-то такое неопрятное, телесное, жалкое. И я порой даже удивляюсь нашей всеобщей наглости. Разве уж что-то высшее. Пушкин. Платонов.

 

* * *

Очень, по-моему, всё точно ты написал про В. П. — я сразу всё узнал. Именно это по чувству и должно с ним происходить, и про то, что увиливает из страха от романа. Из страха «не выдержать». Он по-моему и на смерть дочери также не разрешил себе инстинктом включиться по полной, не выдержал бы… и это Бог его и ведёт. Такое горе, что его как бы уже только после смерти и можно увидеть в глаза.
И про «растерянность», и что мат как бы более нетвёрдый (не пачкающий) раньше именно от твёрдости духа, а теперь иной. А как бы и ещё-то? Ведь он выражение души народа, именно народа, самого широкого, не знающего себе выходов, кроме «общего дыхания», а народ сейчас таков и есть. Он растерян и озирается. Он может быть даже и не жив уже, а может жив, он сам не знает… Вообще честно говоря к литературе меня как раньше уж не тянет. Всё-таки прелесть тут ужасающе тотальна и выйти к чистому литургическому
звуку — не знаю — то одного не хватает — себя — то другого — эстетического порыва этого. Словом — не знаю.

 

* * *

Действительно интересно про Валентина Григорьича, я где- то отчасти так и подозревал: ужасно ему должно быть тяжко сейчас. Не от себя (хотя и от себя тоже), а больше от этой могилы, в которую мы все нынче узрились и не знаем — что. Вот и Розанов. Это как напоминание о том тоне и духе, что был у нас законодательный с времён Пушкина: Бог выше сапог, коему худо-бедно, но все вынуждены были (и те, кто не желал) подчиняться, и что вот трещало вовсю уже в «Бесах» и что закончило трещать вместе с нашей жизнью сегодня. Я от него лишь руками могу развести, от Розанова. Он сам себя ещё хорошо видит: я хитрый, я выдюжу. У меня самого пять ног. И «либералов» видит опять же из той верной ноты. Этакий Павлик Морозов наоборот, хотя отец, конечно, не сын. Но всё же. Где-то — в любви и другом — он проявляет такой ум живой, такую неформальность его, а тут вот и альтернатива: или-или. Тут немного уже как бы избыточно наболело и он это выкрикнул. Но я согласен, что это впечатляет. Замечательно по-моему письмо к нему Флоренского. «Пусть-де они орут…» Флоренского чем больше узнаю тоже, тем больше люблю.

 

* * *

Мне вот вернули — нет бумаги — рукопись из «Современника». И я даже не огорчился: пусть-де. Чем меньше денег, власти и прочего — тем меньше виноват… Вот и радуешься. Пока же я зарёкся ещё когда-нибудь и где-нибудь встречаться с «читателями». Всё это одно недоразумение и наше мичуринское, пионерское недомыслие. Всё думаем «просветить». Ужас! Моя беспредметная озлобленность выводит подчас совсем не туда. Наговорил недавно нашей женщине-регенту про батюшку каких-то глупостей, чтобы только нарушить её елей, и это так глупо.
Пишется вроде тьфу-тьфу — ничего, но очень уж медленно, словно я куда-то не успеваю. Словно шагреневая кожа или конец света на носу.
Есть какая- то в душе человека сокровенная канавка что ли. Попадает туда писатель и аж заходишься. Вот смотрел Булгакова, которого уже и не люблю вроде бы, и думаю, что грех был великий делать такого — вслед за Гёте — обаятельного Противника. Но — смотрю и забирает меня одной чистой красотой, музыкой и ритмом. Ужасно красивая
книга.
И странно вот следить за тем же Розановым с Гоголем. Он его «следит», обличает, а оторваться не может, и разгадать не может, и мучается… и проговаривается порой как какую-то непостижимую ему тайну проговаривает.

 

* * *

Сейчас нет корневика в молодой литературе или вообще в ней, я согласен.
Если взять себя (скромно), то я ничего путного покуда, считаю, не написал, и потому согласен. Ибо из чего ж не судить, как не из себя? М-да. Но я не об этом. Вот ты пишешь «Плаха», «Привычное дело», «Печальный детектив». Сразу отвергаю «Плаху».
Хотя я понимаю контекст — этакую бы надо всеохватность вертикально-горизонтальную, нерв народа и т. п.
Но я не согласен! По простой причине. Это фальшь. То есть «Плаха». В «Привычном деле» я согласен, особенно женщина, ужасно угаданная именно наша русская, деревенская, бесконечная в приятии «бога». Она чудом вышла у Белова. А больше у него толком ничего и не вышло. Ибо дефицит проникновений в те пласты, где уже нужен Пьер Безухов хотя бы, у него катастрофически явен.
Что касается В. П. лучшего на сегодня, включая Солженицына, писателя, — при всех и его дефицитах и порой узости, — то и у него дело не в глобальности, не в охвате и тем более мастерстве или «психологизме» или стиле, а дело в интонации. Когда я слышу первый звук, взятый тем же Ойстрахом (старшим), я всё уже наперёд беру… Я-его. Ибо это вещее знание, сообщённое именно через тон. И вот одному Астафьеву в иных кусках это только и давалось, ибо он может разогнаться до полной самоустранённости, он может так любить, что останется одна эта музыка, чистый тон. Ужасные у него бывают проколы, когда он подключает логику и что-нибудь от внешних знаний и рассуждений сегодняшних теоретиков возрождения или чего там, но вот этот звук, тон, интонация — это и есть секрет всей литературы.
Отсюда и тысячи начал у Толстого. Отсюда и праздник Платонова. Особенно в «Котловане». А обо всём остальном можно ведь говорить томами, ведь и в газете, где те же проблемы и открытия, что в прозе, коли про всякие этические выводы или там чего. А музыка она говорит сразу всё, и я слышу тогда. И тогда литература…
Камертон дал Пушкин, и ни разу сам потом не сбился. И потом Гоголь хоть слегка и ушёл, он сделал другое огромное. А Достоевский на нерве дорывался во всей внешней растрёпанности именно до него же, до звука — музыки сфер. Потому так и ужасно мне читать Бунина и Набокова, — они всё не о том, их самих больно много. А это скучно. Самих нас у всех нас много. И мне-то кажется задача критика помочь обнаружить фальшь этого звука. Что ты и делаешь во многом («интеллектуальные трупы» и т. п.) но сам нечёткостью и привлечением всяких побочных вещей — историзма, или там «нежной любви к человеку» — не такой уж я любец сегодня, — сам слегка сбиваешь очень верный по смыслу зачин. Единственный чуть в сторону пример и дело гибнет, ибо в критике тоже есть эта самая интонация, за которую я любил когда-то Белинского, писавшего свои ошибочные умом статьи безошибочно горячим сердцем.
Ну, что ж… И выйдем, как вошли — на ходу. Пусть всё поживёт живым, не ушедшим в историю.

 

* использованы материалы сайта «Писатель Владимир Курносенко» >>> 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество