Новый экспонат в кабинете Курбатова ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека имени В.Я. Курбатова» – эскиз, сделанный иконописцем архимандритом Зиноном в 1991 году, когда он работал над росписью храма на Святой горе в честь Псково-Печерских преподобных (г. Печоры).
Набросок передала в кабинет Курбатова Татьяна Викторовна – краевед, жена исследователя псковской истории Михаила Михайловича Медникова. Шесть лет назад его подарил ей писатель, критик Валентин Курбатов, о чем свидетельствует дарственная надпись на обороте:
«Рисунок архимандрита Зинона, сделанный еще в Печерах году в 1991, когда он готовился писать алтарный образ Спасителя в церкви Всех печерских святых на Святой Горе.
Напомним, ранее в областную библиотеку Татьяной Медниковой в составе архива Михаила Михайловича была передана газетная вырезка – статья из номера «Псковской правды» от 12 октября 2010 года (№ 229) под названием «Операция на сердце. Псковский кремль – один, а взглядов на то, каким ему быть, несколько». Текст посвящен заседанию Общественного совета по культуре при Губернаторе Псковской области и сопровожден фотографией, на которой – члены совета Ирина Голубева, Владимир Шуляковский, Валентин Курбатов и Михаил Медников.
Ирина Голубева, Владимир Шуляковский, Валентин Курбатов и Михаил Медников
Валентин Курбатов: «В архимандрите Зиноне больше всего поражало даже не величие иконописца, но его служба. Хотя, приезжая в монастырь, я каждый день помогал ему на службе, иногда мы служили вдвоем — он совершал таинство Евхаристии, а я был и алтарником, и чтецом, и хором, — уже много раз слышал, как он служит и пещерном храме, и в Покровском, и в деревянной церкви Всех Святых на горе, но всякий раз казалось, что я впервые присутствую на Литургии. Словно в первый раз на твоих глазах совершается Тайная вечеря, и ты в ней участвуешь».*
Об архимандрите Зиноне Курбатов писал, в частности, в книге «Батюшки мои», посвященной размышлениям и воспоминаниям о церковной жизни 80-90-х годов XX века: «Днем пришел Николай Иванович Кормашов (прим. - художник, иконописец, реставратор и коллекционер) и высказал мысль, что по канону-то отец Зинон византинист, а по движению цветовой и духовной мысли – мастер «треченто», начального Возрождения, предположив, впрочем, что он просто через «треченто» лучше видит утраченную Византию. Мне померещилось, что в этом суждении есть правда, что действительно есть в отце Зиноне эта возрожденческая стихия – и именно первой, самой глубокой полноты, когда Дух еще насыщает цвет и композицию плотью и полнотой целостной жизни».
Архимандрит Зинон (в миру Владимир Михайлович Теодор) – священнослужитель Русской православной церкви, теоретик церковного искусства, педагог; один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, придерживающийся древних византийских традиций живописи. В 1995 году за вклад в церковное искусство первым из церковных деятелей получил Государственную премию России.
Отец Зинон принимал участие в иконописных работах в Даниловом монастыре в Москве, в церкви святой Параскевы Пятницы во Владимирской области, в соборе Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия дома Романовых в Санкт-Петербурге; расписал храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Подмосковье, воздвигнутого в память убиенного на этом месте протоиерея Александра Меня. Работал в Финляндии, Бельгии, Австрии, в монастыре Симонопетра (Святая Гора Афон).
В Псково-Печерском монастыре им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия, Покрова Пресвятой Богородицы над Успенским собором (1990 год) и Печерских святых на горке. В 1988 году написал для Троицкого собора в Пскове иконостас нижнего храма, освященного во имя преподобного Серафима Саровского. Написал иконостас и иконы в Мирожском монастыре в Пскове.
По информации сайта Феодоровского собора Санкт-Петербургской митрополии.