Книга писем «Домового» Пушкиногорья, легендарного хранителя музея «Михайловское» Семена Гейченко художнику Василию Звонцову с предисловием Валентина Курбатова хранится в фонде ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека имени Курбатова».
Издание «А у нас в Михайловском, или Домашняя история Пушкинского заповедника в письмах» вышло в 2000 году. Редактор книги – писатель Александр Бологов, руководитель издательской программы – Сергей Биговчий, художник – главный художник Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина, заслуженный художник РФ Александр Стройло. Письма Семена Степановича Гейченко и графические произведения Василия Михайловича Звонцова предоставлены Зинаидой Ивановной Костко, вдовой художника, хранительницей его творческого наследия. Издание было осуществлено на средства Администрации Псковской области.
Письма, написанные Гейченко в период с 1958 по 1992 год, предваряет предисловие «Был бы ты рядом…» близко знакомого и с адресатом, и с отправителем писателя, критика Валентина Курбатова, а также рассказ Василия Звонцова «Немного о себе и о своей работе». В тексте Валентина Яковлевича – рассказ о художнике, графика которого давно стала «визитной карточкой» Пушкиногорья. Василий Михайлович создал множество работ, посвященных музею «Михайловское», иллюстрировал книги и путеводители; в музее проходили выставки его работ.
Письма Семена Степановича в адрес художника – бытовые истории, отчеты о визитах гостей, повседневной жизни и праздниках. Все они написаны шутливо, постоянно встречаются призывы другу приехать в Михайловское, приглашения работать, отдыхать и беседовать, например: «Телятина, капуста, грибы (соленые и маринованные), яблоки моченые, хрен, брусника, груши в уксусе и прочие явления природы находятся у моей хозяйки на ответственном хранении».
Есть и неожиданные просьбы Семена Степановича живущему в Ленинграде Василию Михайловичу:
«9 июля 1961
Дорогой Василий Михайлович! Обращаюсь к тебе с еще одной просьбой. Скажешь: вона, нахал, это уже слишком!.. Но, ангел мой, такова жизнь, я вынужден к этому. Не гневайся! Дело в том, что, получив из Института театра и музыки рояль для Тригорского, я получил его без педалей. Они не сохранились. Но в собрании этого Института есть другой рояль той же фирмы и рисунка. Я хочу в своей столярной мастерской сделать новые педали по старому образцу. Для этого мне нужно иметь рисунок педалей в натуральный размер.
По сему случаю прошу, прошу тебя: убеди кого-нибудь из студентов сходить на Исаакиевскую площадь, 5, в Институт театра и музыки, обратиться к хранителю Римме Борисовне (фамилии ее я не помню), она обещала разрешить сделать зарисовку этих педалей. Рисунок может быть исполнен карандашом на обыкновенной бумаге. Никаких художеств… Мне нужны лишь схема и размеры».
«Для меня самое дорогое в книге – как раз это наследованное пушкинское сияние дружества, эта почти смущающая наше разучившееся так чувствовать сердце нежность», - пишет Курбатов.
Упоминает Семен Гейченко и Курбатова. Так, в письме от 29 ноября 1989 года говорится: «Вскоре ко мне приехал из Пскова В. Курбатов. И мы начали чесать друг другу языки. Потом чаевничали. Потом опять гуляли. Он мне читал свои записи моих рассказов, которые сделал давно. Многие из них я уже успел забыть, а благодаря ему вспомнил и кое-что добавил к ним».
Напомним, в 1996 году в Пскове вышла книга Курбатова «Домовой. Семен Степанович Гейченко: письма и разговоры». Она переиздавалась четыре раза, в четвертый раз – в 2022 году. Издателем выступил Сергей Александрович Биговчий, даритель и друг Псковской областной библиотеки имени Курбатова.