Первый летний выпуск ретроспективного проекта «Курбатов в номер: по страницам псковских газет» – две кино- и одна театральная рецензия, посвященные новинкам экрана и сцены и опубликованные в газете «Молодой ленинец» в конце 70-х годах XX века.
В шестом выпуске проекта – тексты от 27 июня 1970 года, 13 июня 1972 года и 1 июня 1974 года.
В номере от 27 июня 1979 года – рецензия на советский фильм 1969 года «Почтовый роман». Кинолента рассказывает об истории морского офицера Петра Шмидта и Зинаиды (Иды) Ризберг. В августе 1905 года они случайно встретились в поезде, и с тех пор вели переписку – трогательную, искреннюю, трагическую, отразившую не только историю любви, но и историю раздираемой революцией страны, завершившуюся расстрелом Шмидта. Переписка публиковалась в советской печати, несколько театров ставили её на сцене, а посвященный ей фильм «Почтовый роман» завоевал приз и I премию за лучший историко-революционный фильм на Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1970 году.
Валентин Курбатов: «Всё, что некогда заставляло болеть сердце и восхищаться, оказалось обнажённо, открыто. Тайна отлетела, осталось исследование. И вот что странно – письма остались подлинные со всей их нежностью и чистотой, но мы внемлем им равнодушно. Начав с резкой ноты, поселив в нас недоверие к Ризберг, драматург, а за ним и режиссёр решились на труднейшее – провести нас по мучительным дорогам этой женщины и заставить уверовать в её святость и подвиг. Удалось это плохо». Курбатов пишет, что это не вина замечательной актрисы Светланы Коркошко, а скорее неверное осмысление образа героини, что образ знаменитого Шмидта, страстного и искреннего человека, не удалось отразить актеру Александру Парру, и в итоге «мечтаемая баллада оказалась холодным повествованием».
Вторая публикация посвящена еще одной киноновинке, на этот раз производства Италии и Великобритании – фильму «Ромео и Джульетта» Франко Дзефирелли. Сейчас, полвека спустя, эта экранизация знаменитейшей пьесы Шекспира стала каноном, хрестоматийным примером. Центр рецензии Курбатова – осмысление образа Меркуцио: «Настоящее обещание трагедии в нём». Критик пишет о пропасти одиночества забавника Меркуцио, называет его измученным скоморохом, со смертью которого «фильм сделался неинтересен сам себе, словно душа его умерла и осталось одно желание как-то доиграть, проговорить, завершить». В своей статье Валентин Яковлевич приводит комментарии советских критиков об этом персонаже, опубликованные ранее в профильных изданиях «Искусство кино» и «Современное западное искусство», завершая текст мыслью о том, что «разрушительный эгоцентризм ума» подсказывает Меркуцио, ненавидящему «здоровую бессмыслицу вечных драк, обжорства, видит выход из невыносимых, торжество плоти», всё уничтожить. «Так в светлой, изысканно снятой картине, вдруг выговорилась одна из больных тем современного западного театра и кинематографа, тема «горя от ума» и «горя уму», трагического разлада между высоким интеллектом и средой», - заключает критик.
Третий в июньском выпуске проекта «Курбатов в номер» материал «В ожидании единства» опубликован 1 июня 1974 года в рубрике «К 175-летию со дня рождения Пушкина». Это размышление о театральной судьбе «Бориса Годунова», отправной точкой которого стал прощальный показ исторической драмы Пушкина «Борис Годунов» в Псковском театре драмы. Напомним, произведение было создано Александром Сергеевичем в 1825 году в Михайловском.
Отмечая, что спектакль, представленный в последний раз, отличался от других его показов отстраненностью, холодностью, Курбатов пишет, что именно это отличие будто высветило постановку, позволило увидеть общее, до этого скрывавшееся за частным. Далее критик размышляет о сценической судьбе драмы, среди прочего, о её декорациях: «Как часто писали исследователи о несценичности «Бориса Годунова», о трагедии, назначенной для чтения. Мнение сделалось настолько устойчивым, что редко отыскивается решительный человек, готовый ещё раз осмелиться на постановку. Мнение, однако, сложилось в пору иного театра и об этом, очевидно, не должно забывать. Старые постановщики, а за ними, конечно, и зрители требовали постоянной перемены декораций в точным соответствием желания драматурга… Пушкин же – первозвестник прекрасного современного театра, и наш спектакль даже самою неотчётливостью своею, двойственностью утверждал простую, но ещё бог весть отчего дискутируемую мысль о том, что подлинная драматургия не предполагает деления театра на актёрский и режиссёрский, что она требует синтеза и без него не живёт. Только при таком соединении явится на русской сцене во всём своём драматургическом великолепии подлинно шекспировская трагедия – «Борис Годунов».
Напомним, цель проекта «Курбатов в номер» – познакомить читателей с газетными публикациями писателя, критика, лауреата Госпремии РФ Валентина Курбатова. В середине 1960-х годов Валентин Яковлевич начал работать в качестве корреспондента областной газеты «Молодой ленинец» – печатного органа Псковского обкома ВЛКСМ (областного комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи, или комсомола). Темы публикаций остаются актуальными и по сей день, и именно с этих текстов началось оттачивание Курбатовым своего литературного мастерства, изучение общественной и культурной жизни страны.
Псковская областная библиотека приглашает читателей познакомиться с ранними публикациями Валентина Яковлевича. Раз в месяц материалы о них будут размещаться на электронных ресурсах библиотеки. Архив газеты «Молодой ленинец» хранится в отделе краеведческой литературы. Кроме того, тексты Валентина Курбатова можно изучить в электронной полнотекстовой библиотеке «Псковиана».
«Молодой ленинец» от 27 июня 1970 >>>
«Молодой ленинец» от 13 июня 1972 >>>
«Молодой ленинец» от 1 июня 1974 >>>