Ольга Евгеньевна (1950 – 2018 гг.) работала в библиотеке с 1975 по январь 2018 года, с 1999 по 2007 год занимала должность заместителя директора по научной работе, заслуженный работник культуры РФ.
А суть, т.е. главное, было и сейчас остается в методической работе: поиск, организация, помощь, анализ, и опять поиск...
Я проработала в научно-методическом отделе Псковской областной универсальной научной библиотеки с 1975 по 1999 год. За 24 года ощутила на себе все перипетии, все ветры перемен методической жизни: централизацию и ее досрочное завершение, пропаганду «эпохальной» трилогии Брежнева, планы реализации постановлений в свете решений..., планы-задания, их отмену и снова внедрение, фронтальные проверки, гласность, перестройку, демократизацию библиотечного дела, новый хозяйственный механизм и т.д. и т.п. Но это внешняя сторона. А суть, т.е. главное, было и сейчас остается в методической работе: поиск, организация, помощь, анализ, и опять поиск.
В самом начале моей работы в библиотеке я была методистом по пропаганде общественно-политической литературы. Мне пришлось внимательно прочитать трилогию Л.И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина», а потом писать методические рекомендации по пропаганде этих книг. Тогда от библиотек это требовали органы партийной власти.
Особенностью методической работы всегда было и есть - постоянные командировки. Мне удалось объездить за время работы всю область, побывать не один раз в каждой центральной районной библиотеке, очень многих сельских. В те времена длительность командировки была от 3-х до 10-ти дней. В год у нас получалось по 10-13 выездов на методиста. На выездах я видела, что зачастую несмотря на плохие материальные и технические условия многие маленькие сельские библиотеки выглядели уютными теплыми домами, были настоящим духовным центром населенного пункта. А работающие там библиотекари отдавали всю душу и время своим читателям: проводили для них много интересных мероприятий; помогали пожилым написать письмо или заполнить квитанцию; старались выслушать их беды и помочь добрым советом. Во время и после таких поездок хотелось действительно помочь библиотекарю сделать свою работу лучше, интересней. И нужно сказать, библиотеки и сейчас остаются в деревнях, зачастую, единственными учреждениями, сохраняющими русскую культуру.
Сейчас я с улыбкой вспоминаю одно свое заблуждение. До конца XX века сельские библиотеки нашей области были плохо технически оснащены, располагались в старых тесных зданиях с печным отоплением, не имели телефонной связи. В 1997 году в статье «О том, что мы нужны, свидетельствует жизнь», опубликованной в № 3 профессионального журнала «Библиотека», я писала: «...компьютеры и интернет, я боюсь, не дойдут, к сожалению, до российских сельских библиотек и в течение всего XXI века». Я рада, что сейчас это не так! В России на конец первого десятилетия XXI века 33% библиотек имеют компьютеры и 15% - доступ в интернет. Конечно, это мало, по сравнению с мировым уровнем. Но есть надежда на развитие и улучшение ситуации. В нашей области уже 19 так называемых модельных сельских библиотек, оснащенных по последнему слову техники.
Выезды, конечно, были не только методические. Ведь в период советской власти библиотеки считались опорными пунктами партийной работы. Нас включали в бригады по проверке выполнения решений съездов и пленумов партии, постановлений правительства. Например, по борьбе с пьянством, по атеистическому воспитанию, по проведению политучебы и т.д. Такие командировки мы не любили. До сих пор вспоминаю чувство неловкости перед доярками в Палкинском районе. Они стояли передо мной зимой в резиновых сапогах, с обветренными лицами и натруженными от постоянной дойки руками, усталые, потому что пришли на ферму в 4 часа утра, а я выспрашивала их, посещают ли они политзанятия, знают ли последние постановления партии и правительства.
Но не это главное. Главное в деятельности методиста, и тогда и сейчас, - помочь каждой библиотеке, каждому библиотекарю занимать свое устойчивое и необходимое жителям, читателям место в едином информационном пространстве района, города, области, страны; вооружить его не только знаниями, но и аргументами и умением защитить это место перед лицом тех, кто сомневается в необходимости существования библиотек.
Конечно, вспоминаются люди, с которыми пришлось работать в методическом отделе и с кем соприкасаться в методической деятельности.
В первую очередь это Людмила Ивановна Удалова - заведующая научно-методическим отделом, в который я пришла 21 сентября 1975 года. Она научила меня многому. Особенно, как писать методички. Помню, среди прочего, в этой науке - чтобы на одной странице не было повторяющихся слов. Т.е. нужно было постоянно подбирать синонимы, чтобы текст методички был доходчив и понятен. Людмила Ивановна всегда умела хорошо выступать, ее речь была стройная, грамотная, логически построенная, аргументированная. А это очень важно для методиста. И было (оно есть и сейчас у нее) у Людмилы Ивановны очень хорошее качество, которое близко и мне: она никогда не говорила плохо о людях за их спиной, никогда не сплетничала.
Людмила Владимировна Васильева - главный библиотекарь по фондам. Очень веселый, легкий, начитанный человек. Наверное, чаще всех ездила в командировки. Ей несладко жилось дома, мне кажется, она от этого спасалась в поездках.
Масалова Майя Георгиевна - главный библиотекарь по централизации. Когда она перешла в другой отдел, я стала вести это направление. Майя Георгиевна была очень четкий, дотошный человек. От нее я научилась аккуратности в ведении документации.
Аникова Валентина Ивановна - методист по пропаганде естественнонаучной литературы. Очень интересный человек, много знала и умела. Рукодельница. У многих из нас до сих пор дома есть салфетки, прихватки, вышитые ее руками.
Базлова Людмила Владимировна. Она должна была ехать в командировку в Себеж, но не с кем оставить маленькую дочь Ксюшу. Мы с Мариной Лазаренко, молодым специалистом, выпускницей ЛГИК им. Н.К. Крупской, 5 дней жили у Базловой, забирали ее дочку из садика, кормили, укладывали спать, пока мама была в командировке.
* * *
С 1974 года начинается новый этап в библиотечной деятельности - централизация библиотек. Централизация осуществлялась по всей стране как важное государственное мероприятие в области культуры. Методисты, естественно, проводили всю организационную работу, разрабатывали методички по переходу на централизацию, готовили документы на каждую ЦБС, обучали на курсах повышения квалификации библиотекарей работе в новых условиях, выезжали в командировки. В Псковской области первая централизованная библиотечная система существует с декабря 1974 года. Это Опочецкая ЦБС, которая включила в себя центральную районную библиотеку, детскую районную и 21 сельскую. Эта система стала базовой для всех библиотек области по изучению и внедрению опыта работы в условиях централизации. Две последние ЦБС были образованы в июне 1979 года - Великолукская районная и Невельская.
Среди 26 централизованных библиотечных систем лучшими были Опочецкая и ЦБС г. Великие Луки.
Опочецкая система не случайно была базой для всех ЦБС области, т.к. именно в ее коллективе всегда рождалось и воплощалось много новых, интересных идей и дел. Опыт этой библиотечной системы, как и городской Великолукской, мы, методисты, многократно обобщали. Его использовали коллеги не только нашей области, но и других территорий. С 1972 по 1987 год руководила Опочецкой ЦБС заслуженный работник культуры РСФСР Зинаида Петровна Пугачева - неугомонный, творческий, интересно мыслящий человек. Она всегда была генератором идей, заражала коллег преданностью библиотечному делу, энергией, стремлением к новому. Мы с ней очень симпатизировали друг другу, у нас было много общих интересов. Частенько она звонила и говорила: «Я вот подумала и решила, давайте сделаем так-то и так-то». Это было или новое мероприятие, или новый метод обслуживания читателей, или еще что-то интересное. Надо сказать, что и до сих пор Опочецкая ЦБС одна из лучших систем в области. Валентина Александровна Горохова достойно приняла эстафету из рук Зинаиды Петровны Пугачевой.
В эти годы, с 1975 по 1990, среди лучших ЦБС области, работающих наиболее интересно, творчески, можно назвать Островскую (директор З.И. Егорова, заслуженный работник культуры РСФСР), Стругокрасненскую (директор В.Н. Иванова, единственная в области из библиотекарей награжденная медалью им. Н.К. Крупской), а также Порховскую, Себежскую, Новосокольническую, Пушкиногорскую ЦБС, централизованную систему г. Пскова.
За многие годы я убедилась, что методистами могут работать люди, умеющие хорошо ориентироваться в различных ситуациях, выступать публично и в средствах массовой информации, анализировать, прогнозировать, чутко и гибко реагировать на происходящие в жизни изменения, видеть перспективу. Все это - ощутимое дополнение к собственно профессиональным навыкам. Поэтому, как правило, методический отдел - кузница кадров для руководящих должностей. А те, кто не соответствует требуемым качествам, переходят в другие отделы или просто не идут в методисты.