1 июня, в Пушкинский праздник поэзии отдел литературы по культуре и искусству организует тематический день «Пушкин и музыка».
Посетителей встретит выставка книг, нот, грампластинок, аудиовизуальных, художественно-графических материалов, связанных с именем великого поэта. Прозвучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина.
1 июня, в Пушкинский праздник поэзии отдел литературы по культуре и искусству организует тематический день «Пушкин и музыка».
Посетителей встретит выставка книг, нот, грампластинок, аудиовизуальных, художественно-графических материалов, связанных с именем великого поэта. Прозвучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина.
Его поэзия дала жизнь огромному количеству музыкальных произведений, созданных композиторами разных поколений и ставших неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по- особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века романсы Георгия Свиридова на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» стал национальным достоянием.
Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.
Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.
«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского;
По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.
Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.
Заведующая отделом литературы по культуре и искусству Наталья Грищенко