Отдел литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки продолжает серию мероприятий, приуроченных к Году театра.
Очередная встреча с любителями театра и литературы была посвящена искусству ведущих живописцев, творивших для русской сцены. Центральное место в беседе было отведено творческому портрету Константина Коровина.
Отдел литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки продолжает серию мероприятий, приуроченных к Году театра. Очередная встреча с любителями театра и литературы была посвящена искусству ведущих живописцев, творивших для русской сцены.
Центральное место в беседе было отведено творческому портрету Константина Коровина. С его именем связан блестящий расцвет русского театрально-декорационного искусства конца XIX - начала XX века.
Работа на театральном поприще для Константина Коровина началась со знакомства с крупным промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, для частной оперы которого он творил около шестнадцати лет. Среди духовных лидеров мамонтовской труппы были художники Виктор Васнецов и Василий Поленов. Под воздействием их идей сформировалось творчество Константина Коровина, как театрального живописца.
Затем по рекомендации Василия Поленова мастер перебрался в Императорские театры, где оформил свыше пятидесяти опер и балетов: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Садко», «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Хованщина» Модеста Мусоргского.
Константин Коровин стал одним из тех художников, кто изменил представление о роли оформителя спектакля. Он отказался от копирования театральной действительности и пошел по пути поиска общих эффектов. «Он и на сцене, ‒ писал А. Бенуа, ‒ оставался чистым живописцем и трактовал декорацию как картину». Жизненное кредо художника звучало так: «Неожиданностью форм, фонтаном цветом мне хотелось волновать глаза людей со сцены».
В ходе встречи слушатели увидели книги, посвященные не только жизненному пути Константина Коровина, но и истории декорационного искусства в России. Среди них монография Маргариты Давыдовой «Художник в театре начале XX века». В ней исследуются основные этапы развития русской сценографии. Творческие портреты Александра Бенуа, Льва Бакста, Александра Головина, их наиболее крупные постановки, реконструированные автором, рисуют картину сложных художественных исканий, характерные для искусства начала XX века. Процессы, протекавшие в оформительском творчестве, представлены во взаимодействии с развитием современной живописи, режиссуры, музыки. Все это позволяет воспринимать декорационное искусство как один из важных компонентов русской культуры начала века.
Специалисты отдела представили собравшимся электронные ресурсы библиотеки, рассказывающие о становлении и развитии провинциального театра в ХХ веке, а также псковской театральной жизни ‒ Псковскую театральную коллекцию.
Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству
Елизавета Волкова, главный библиограф