Сотрудники отдела литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки провели мероприятие, приуроченное к светлому празднику Пасхи.
Оно прошло в рамках проекта «Сохраняя народные традиции».
Участники встречи также посетили лекцию преподавателя псковской школы звонарей Игнатия Шешукова.
Сотрудники отдела литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки провели мероприятие «Колокольные звоны – мир прекрасный и удивительный», приуроченное к светлому празднику Пасхи. Оно прошло в рамках проекта «Сохраняя народные традиции».
Колокольные звоны были известны на Руси ещё с X века. Не повезло колокольным звонам в XX веке. Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремлённые ввысь колокольни.
Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народны ремесла. А по своей художественной сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.
Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры. О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная с самых древних источников.
Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни – прибаутки «Бом – бом, тили – бом, загорелся Кошкин дом». Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.
Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона. В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – набат в сцене пожара Путивля. Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова, светлый праздничный звон ликует в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова. Картина всенародного победного ликования достигается введением колокольного перезвона, в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и во многих других произведениях. Многие композиторы вспоминают конкретные яркие слуховые впечатления детства. Так, в 1913 году С. В. Рахманинов написал грандиозное вокально – симфоническое произведение – поэму «Колокола» на стихи Эдгара По в переводе Бальмонта. Музыкальное произведение, написанное накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины – «симфонию» русских колокольных звонов.
Участники мероприятия посетили лекцию преподавателя псковской школы звонарей Игнатия Шешукова.
Школа звонарей при храме Жен-Мироносиц открылась в Пскове в сентябре прошлого года с благословения митрополита Псковского и Порховского Тихона.
Игнатий Шешуков рассказал о том, сложно ли учиться звонарному искусству, почему псковичи с охотой приобщаются к колокольному делу, где в Псковской области самый красивый звон. Есть ли в колокольном деле есть место для творчества? О себе:
«Я из Москвы, по образованию гитарист, занимался музыкой с людьми, у которых были психологические комплексы: кому-то было сложно общаться, кто-то боялся выходить из дома. Мы занимались музыкой, но у меня не было задачи сделать ученика профессиональным музыкантом. Если за первое занятие он переборет себя и дернет за любую струну - значит, занятие прошло хорошо, контакт налажен. А если за месяц он не постесняется попробовать взять несколько аккордов - это большой успех! Сейчас, имея 18-летний опыт звона в колокола, я понимаю, что колокола для терапевтических целей более совершенны.Учиться колокольному звону я начал в 10 лет в древнем Успенском монастыре на острове Свияжск под Казанью. Колокольня была очень красивая, очень похожая на псковские звонницы - романтичная, с каменными ступенями. Там были потрясающие колокола и не было звонаря. Я просто разговаривал с иеромонахом, и не знаю, искренне или просто поддержать разговор, сказал ему: «Здорово было бы в колокола звонить!» А он ответил: «Так иди и звони».»
По теме лекции в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки имеется следующая литература:
1. Бондаренко, Анна Федоровна. Московские колокола, XVII в. - М. : Русская панорама, 1998. - 255 с. : ил. - (Страницы российской истории). - Лит.: с. 245 - 255.
2. Захаров, Н. Кремлевские колокола. - М. : Московский рабочий, 1980.
3. Никаноров, Александр Борисович. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря как наследие традиционной культуры Северо-Западной Руси : спец. 17.00.02 - музыкальное искусство : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. - СПб. : [б. и.], 2005. - 35, [1] с.
4. Колокола : история и современность : [сборник статей] / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры ; отв. ред. Б. В. Раушенбах. - Москва : Наука, 1985. - 303, [1] с. : ил. - Библиогр. в примеч. к конце ст.
5. Колокольные звоны России / сост. В.С. Мартышин. - М. : Советская Россия, 1990.
6. Музыка колоколов : сб. исслед. и материалов / РАН; М-во культуры РФ; Рос. ин-т истории искусств; Отв. ред. и сост. А. Б. Никанорова. - СПб., 1999. - 271 с.: ил. - (Традиционная инструментальная музыка Европы и Азии, Вып. 2). - Библиогр.: с. 241-257. - Фонография: с. 258-262.
7. Никаноров, Александр Борисович. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря / М-во культуры РФ ; Рос.ин-т истории искусств. - СПб. : Российский институт истории искусств, 2000. - 191 с. - Лит.: с. 166-184.
8. Оловянишников, Николай Иванович. История колоколов и колокололитейное искусство / Н. И. Оловянишников. - 2-е изд., доп. - Москва : Товарищество П. И. Оловянишникова С-вей, 1912. - 435 с., [14] л. ил. : ил., табл. - Библиогр.: с. 427-435.
9. Привалов, Николай Иванович. Колокольный звон на Руси. - [1910. - 25] с. - Библиогр.: с. 45.
10. Цветаева, А. И. Мастер волшебного звона. - М. : Музыка, 1988.
11. Яковлева, Н.П. Музей колоколов в городе Валдае : [иллюстрированный путеводитель] / [Н.П. Яковлева]. - Санкт-Петербург : Алаборг, 2007. - 22, [1] с. : ил. ; 23х23. - (Музеи русской провинции)
Услышать звучание колоколов можно на данных носителях:
1. Антология русской и западноевропейской музыки XII-XX веков [Звукозапись] : фонохрестоматия : [комплект из 72 CD]. Диск 1 : Русская музыка XII-XVII веков / сост. А. и Ю. Зверевы ; [исполн. Ансамбль солистов Моск. гос. филармонии "Мадригал" и др.]. - [4-е изд.]. - Электрон. дан. и прогр. - Москва : Dominanta, 2008. - 1 электрон. опт. диск (AUDIO-CD).
2. Антология русской и западноевропейской музыки XII-XX веков [Звукозапись] : фонохрестоматия : [комплект из 72 CD]. Диск 2 : Русская духовная музыка XVIII-XX веков / сост. А. и Ю. Зверевы ; [исполн. Киев. камерный хор им. Лятошинского и др.]. - [4-е изд.]. - Электрон. дан. и прогр. - Москва : Dominanta, 2008. - 1 электрон. опт. диск (AUDIO-CD).
3. Колокольные звоны Псково-Печерского монастыря [Звукозапись] = The Chimes of the Pskov - Pechersky monastery / звукореж. В. Власьев. - [Москва] : Мелодия, 1981 ([Апрелевка]). - 1 грп. [ГОСТ 5289-80] (41 мин) : 33 об/мин, стерео ; 30 см, в конверте.
4. Колокольные звоны Ростова Великого [Электронный ресурс] / звонари: иерей Виктор Низамов [и др.] ; [записал протоиер. Елевферий Колодезный]. - [Б. м. : б. и.], 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (45ч. 07 мин.) + брошюра (12 с. : цв. ил.).
5. Колокольные звоны Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря [Звукозапись] / [Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь] ; звукореж. Ф. Гурджи. - Санкт-Петербург : Петербургская студия грамзаписи, 1991. - 1 грп. (ок. 30 мин) : 33 об/мин, стерео ; 30 см, в конверте.
Всех, кого заинтересовала литература по теме лекции, приглашаем за книгами в библиотеку ул.Вокзальная , 48
Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству
Елизавета Волкова, главный библиограф