21 и 22 мая, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, сотрудники отдела гуманитарной литературы посетили одну из школ города и провели историко-просветительское мероприятие «Загадки берестяной грамоты». В основе мероприятия – книга академика В. Л. Янина «Я послал тебе бересту...», которая в увлекательной форме рассказывает об одном из самых замечательных открытий отечественной археологии – находке берестяных грамот в Новгороде. Школьники узнали, как и зачем писались берестяные грамоты, о чем люди общались с их помощью, где ученые находят грамоты и какие тайны открывают нам эти памятники письменности, найденные в том числе и в Пскове.
«Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь».
Иван Бунин
24 мая в России и других славянских странах традиционно отмечают День славянской письменности и культуры. Тысячелетиями человечество стремилось к письменности, люди рисовали на стенах, передавали сообщения с помощью зарубок на дереве и завязанных узелков, писали на камне, глиняных табличках, папирусе... Наши же предки для письма использовали дешевый и распространенный материал – березовую кору.
21 и 22 мая, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, сотрудники отдела гуманитарной литературы посетили одну из школ города и провели историко-просветительское мероприятие «Загадки берестяной грамоты». В основе мероприятия – книга академика В. Л. Янина «Я послал тебе бересту...», которая в увлекательной форме рассказывает об одном из самых замечательных открытий отечественной археологии – находке берестяных грамот в Новгороде.
Школьники узнали, как и зачем писались берестяные грамоты, о чем люди общались с их помощью, где ученые находят грамоты и какие тайны открывают нам эти памятники письменности, найденные в том числе и в Пскове. Ведь грамоты – это письма из прошлого, прошедшие сквозь 5-9 веков, в которых древние новгородцы рассказывают о повседневных делах и заботах, ведут деловую переписку, делятся радостями и печалями, выясняют отношения – как и современные люди. Особенно интересно учащимся было узнать о грамотах новгородского мальчика Онфима, в которых мы видим школьные упражнения и детские рисунки, очень похожие на рисунки любого современного ребенка. Так же как и присутствующие на мероприятии школьники, он прилежно учился, занимаясь даже вне школы, играл и мечтал.
Такие занятия помогают современным детям прикоснуться к жизни своего ровесника через 800 лет, и потому еще интереснее изучать свою историю и родной язык, ведь это – не просто скучные страницы в учебнике, но свидетельство непрекращающейся ни на миг связи, вечно возобновляющейся человеческой жизни и мечты. Всё, что спустя столетия остается от жизни людей и проносится через века – это слово.