C началом нового учебного года поздравили сотрудники отдела литературы по культуре и искусству музыкальную школу-студию «Полиритм».
В рамках многолетнего сотрудничества вокальной студии и Псковской областной универсальной научной библиотеки традиционно проходят концерты, презентации, обзоры и выездные книжные выставки.
На этот раз для педагогов школы прошла презентация «Энциклопедии древнеэллинской и византийской музыки».
C началом нового «музыкального» года поздравили сотрудники отдела литературы по культуре и искусству музыкальную школу-студию «Полиритм».
В рамках многолетнего сотрудничества вокальной студии и Псковской областной универсальной научной библиотеки традиционно проходят концерты, презентации, обзоры и выездные книжные выставки. На этот раз библиотекари для педагогов школы подготовили презентацию нового трёхтомника «Энциклопедия древнеэллинской и византийской музыки» издательского благотворительного проекта «Quadrivium».
Ее автор Евгений Герцман - доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного университета им. А. И. Герцена.
Прежде античная и византийская музыка практически не изучалась, поэтому возникла мысль о необходимости создания учебных пособий, которые помогли бы студентам ознакомиться с основными достижениями древних музыкальных цивилизаций. Замысел книги возник еще в начале XXI столетия, и через некоторое время автору удалось издать уникальную Энциклопедию, в которой были впервые собраны все сведения о музыке греческого народа за период с VII в. до н. э. до 1453 г.
По словам Евгения Герцмана, представленный материал основан на свидетельствах античных и средневековых источников, которые активно приводятся в издании как на языке подлинника, так и в переводе.
Энциклопедия включает в себя около 3000 статей, посвященных различным аспектам музыки этого исторического периода.
Часть из них рассказывает о персоналиях 662 композиторов и музыкантов-исполнителей, участников древних музыкальных соревнований и служителей языческих культов, поэтов, философов и эстетиков, историков и путешественников, отцов церкви, гимнографов и церковных музыкантов. В издании отражены сведения почти обо всех, кто оставил о себе хотя бы самый незначительный след в истории музыкальной культуры. Кроме того, автор включает уцелевшую эпиграфику, содержащую имена участников и победителей многочисленных соревнований, проходивших в Древней Элладе и Древнем Риме.
Описываются научные, исторические и церковно-литургические памятники и их создатели (от пифагорейцев и Геродота до документов, созданных в период падения Константинополя, в XV в.), а также анонимные источники, с анализом содержащихся в них музыкально-исторических свидетельств. Это все известные в настоящее время источники по древнеэллинской византийской истории и теории музыки, начиная от мифологических сказаний и заканчивая сводом грекоязычной и латинской литературы, содержащей подробные или краткие сведения о музыке и науке о ней. Для достижения цели использованы сочинения более 50 древнегреческих и византийских авторов (историков, философов, писателей), а также сохранившиеся музыкально-теоретические и музыкально-исторические источник
Читатели найдут в энциклопедии сведения о древнеэллинских и византийских музыкальных инструментах, истории их создания и эволюции; транскрипции сохранившихся памятников античной музыки и певческого репертуара важнейших служб Византийской Церкви; объяснение положений древнеэллинской и византийской теории музыки; описания вокальных и инструментальных жанрах античной и византийской богослужебной музыки.
Евгений Герцман отмечает, что трактовки многих музыкально-исторических событий и облик ряда деятелей музыки зачастую не соответствует сложившимся представлениям.
Автор надеется, что «читатель найдет в Энциклопедии основной свод материалов, отражающий указанные эпохи музыкальной культуры, и знакомство с ним приблизит к его более глубокому пониманию».
Заведующая отделом литературы по культуре и искусству Наталья Грищенко