16 октября 2019 года БИБЛИОТЕАТР «Прямая Речь» представил литературно-художественную программу «Питер Брейгель Старший. Его художественные смыслы», с участием заслуженного артиста РФ, актёра Академического драматического театра им. А.С. Пушкина Виктора Яковлева.
Насколько Брейгель созвучен нашему времени, насколько он может быть современен, каждый решает индивидуально. Одно несомненно, - творчество его, наполненное скрытыми смыслами, явными символами, философским содержанием способно дарить новые творческие импульсы.
16 октября 2019 года БИБЛИОТЕАТР «Прямая Речь» представил литературно-художественную программу «Питер Брейгель Старший. Его художественные смыслы», с участием заслуженного артиста РФ, актёра Академического драматического театра им. А.С. Пушкина Виктора Яковлева.
Нидерланды Северного Возрождения, позднее средневековье, XVI век. Страна под властью испанской инквизиции. Пройдут десятилетия, прежде, чем Нидерланды обретут свободу и независимость. Питер Брейгель Старший этого не дождётся. Но всё его творчество символизирует свободу, как гражданскую, так и творческую.
Насколько Брейгель созвучен нашему времени, насколько он может быть современен, каждый решает индивидуально. Одно несомненно, - творчество его, наполненное скрытыми смыслами, явными символами, философским содержанием способно дарить новые творческие импульсы.
Мы проследили, как литературные тексты могут интерпретировать живописное произведение. Уильям Карлос Уильямс, Морис Метерлинк, Уистен Хью Оден, Шарль де Костер рассказали о времени Брейгеля, преобразовали в слово его картины.
Вот брейгелев «Икар», к примеру: каждый спину
несчастью кажет, занятый своим. Ну, пахарь, положим, слышал
всплеск иль крик «почто мене оставил»,
но пан, упал или пропал Икар – ему едино, солнце льет,
как и положено, лучи на ноги, что в углу белеют, погружаясь в тину,
изысканный корабль, что стал свидетелем невиданного – мальчик
упал с небес – спокойно далее плывет.
Уистен Хью Оден
Клод Анри Роке, исследователь творчества Питера Брейгеля Старшего, придумал необычную форму повествования: рассказать о Брейгеле через сновидения. Беседуют два собеседника, совершенно достойных друг друга, - художник северного Возрождения и наш современник, стремящийся его понять.
«Человек на картинах Брейгеля не является песчинкой, потому что он — часть разумно упорядоченного целого, он неразрывно связан с традицией и с природой. Его страдания и смерть в каком-то смысле естественны. В его самосознание входит такая черта, как скромность, ибо он не ощущает себя центром вселенной. Вместе с тем человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья в определенной степени несет сам. Выбор между добром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, на протяжении всей жизни — так же, как были вынуждены делать этот выбор его предки и как делает его сегодня множество других людей».
Уладится, будем и мы перед счастьем в долгу.
Устроится, выкипит – видишь, нельзя по-другому.
Что толку стоять над тенями, стоять на снегу,
И медлить спускаться с пригорка к желанному дому
Послушай, настала пора возвращаться домой,
К натопленной кухне, сухому вину и ночлегу.
Входи без оглядки, и дверь поплотнее прикрой –
Довольно бродить по бездомному белому снегу…
Бахыт Кенжеев. Охотники на снегу
Нина Яковлева,
руководитель Регионального центра чтения