В одной из школ Пскова состоялась встреча старшеклассников и сотрудников отдела литературы по культуре и искусству, посвященная Году памяти и славы.
Мероприятие продолжило реализацию социального проекта «Седые дети» в рамках «Международной школы социального проектирования».
В одной из школ Пскова состоялась встреча старшеклассников и сотрудников отдела литературы по культуре и искусству, посвященная Году памяти и славы.
Мероприятие продолжило реализацию социального проекта «Седые дети» в рамках «Международной школы социального проектирования».
Накануне 27 января, Дня воинской славы России — Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады (1944 год) библиотекари рассказывали о книге Михаила Кураева «Блок-Ада» из серии «Писатели на войне, писатели о войне».
Тяжесть быта ленинградцев не поддаётся разумному осмыслению. И даже тогда люди продолжали бороться за существование. Какие бы они ни использовали методы, позволим друг другу посмотреть немного иначе. В тех условиях человек позволял себе оставаться человеком. Заботился он не столько о собственной жизни, сколько уделял внимание другим. В то время матери делали сложный выбор — кому из детей позволить продолжать жить. Дети задумывались — каким образом суметь накормить родителей. И все они вместе находили возможность для поддержания блокадного города, не задумываясь о нехватке денежных средств и не придумывая других причин, лишь бы забыть о присущей им человечности.
Кураева интересует: почему в мирное время находятся люди, готовые продать всё и вся, ибо не имеют способности для поддержания у них имеющегося? А если случится война, неужели современное поколение бросит города, сбежав от ответственности? Отовсюду слышатся слова гордости за страну, гражданам России внушаются громкие речи о трудных годах их предков, побуждая тем мыслить, ни в чём не уступая в реалиях дня каждого из потомков давно отгремевшей войны. Или действительно необходима война, чтобы в человеке пробудилось человеческое? Не слишком ли это будет неблагоразумным поступком? Глядя на обыденность, иного вывода сделать не можешь! Если никак иначе не пробудить в человеке человеческое, тогда можно окончательно потерять это самое человеческое, как и самого человека. Приходится признать, на войне человек является человеком, но в мирное время — он зверь среди зверей.
Дабы лучше донести мысль до читателя, Михаил написал произведение «Блок — ада», рассказав о лично им испытанном. На глазах читателя развернётся полная картина, начиная от высылки немцев из города, вплоть до последующий тягот, разрушивших будущее каждого из тех, на чью долю они пришлись. В том числе жертвой блокады станет брат писателя, бывший талантливым художником, умело рисовавший талоны на питание, не сумевший в последующем дать продолжение ниспосланному ему провидением призванию.
Нашлись слова у Кураева и про бойцов, оборонявших Ленинград. Читатель знает, какое тяжелое положение было у той же 2-й Ударной армии, о кровавых стычках близ места, над которым у немцев не было контроля, — Мясным бором. Описывать события тех дней тяжело. Нужно иметь особое мужество. Но и его не хватит, чтобы отразить трагедию человеческой жизни. Именно человеческой! Весьма далёкой от философии мирного времени, более опасного для людей. И опять возникает вопрос: почему зверь пробуждается в человеке тогда, когда возникают лучшие из возможных условий для налаживания существования без агрессии и войн?
Довольно неожиданно Михаилу Кураеву удалось рассказать о былом. Причина того, надо понимать, в его личном участии. Пусть ему удаётся поднимать исторические документы, создавать промежуточное между документальной и художественной литературой, но в качестве очевидца в нём следует признать мастера слова.
По материалам сайта trounin.ru
Учитель русского языка и литературы Наталья Николаевна Болдырева предложила старшеклассникам выдержки из книг, представленных на выставке, для написания эссе к 75-летию Победы.
Больше о тех трагичных днях можно узнать из книг, представленных на выставке «Репортаж из блокадного Ленинграда» в фойе Псковской областной универсальной научной библиотеки.
Большую часть экспозиции составляют издания, рассказывающие о том, как блокада отразилась в творчестве композиторов, художников, скульпторов, фотографов, многие из которых оказались в то время в осажденном городе на Неве.
Посетители увидят и узнают о наиболее известных музыкальных произведениях и их авторах, скульптурах и архитектурных памятниках, картинах и плакатах, фотодокументах.
Среди представленных альбомов особо выделяется «Репортаж из блокадного Ленинграда. Фотографии военного корреспондента Сергея Струнникова». Выпускник Государственного техникума кинематографии в годы войны работал в газете «Правда», снимал на Западном, Брянском, Ленинградском, Первом Прибалтийском и других фронтах. Сделанные корреспондентом фотодокументы свидетельствуют о трагических днях осажденного Ленинграда зимой 1942-43 года, показывают подробности городского быта той поры. Часть снимков посвящена именно жизни детей в блокадном Ленинграде: «Школьница Алексеева Люся», «Тимуровец Виктор Смирнов», «Воздушная тревога, «Неспокойный сон», «Граждане города Ленина».
О музыкальном воспитании школьников и значении музыки в жизни населения повествует Андрей Крюков в своей книге «Ради спасения. Дети и музыка в осажденном Ленинграде». Автор пишет: «Детей-блокадников спасали всеми способами, не забывая о благотворной силе музыкального искусства. Велась отчаянная борьба за сохранение их жизней, но также, по возможности, оберегался и насыщался их внутренний мир».
При ее создании автор опирался на собственные воспоминания, так как его юность пришлась на военные годы. При этом он много лет работал в архивах и выявил ценные документы по избранной теме.
Книга сопровождается большим количеством фотографий блокадного времени. Все издания можно взять в отделе литературы по культуре и искусству!