Региональный центр чтения представляет следующую публикацию в рамках проекта «В контексте истории» из цикла видео-экспозиций, посвященных псковским писателям и поэтам – фронтовикам.
Сегодня мы говорим о Семене Степановиче Гейченко и Евгении Александровиче Маймине. Их связала война, она же научила их любить жизнь и «творить добро повсеместно».
Региональный центр чтения представляет следующую публикацию в рамках проекта «В контексте истории» из цикла видео-экспозиций, посвященных псковским писателям и поэтам – фронтовикам. Сегодня мы говорим о Семене Степановиче Гейченко и Евгении Александровиче Маймине. Их связала война, она же научила их любить жизнь и «творить добро повсеместно» - согласно заветам великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина.
«Два воина – именно так можно назвать их – Семена Степановича Гейченко и Евгения Александровича Маймина, ибо самой сокровенной, самой решительной стороной их жизни явилось участие в войне и тяжелые ранения, в результате которых оба солдата Великой Отечественной стали инвалидами.
Биографии их внешне очень просты, особенно послевоенные, когда, поселившись на псковской земле, солдаты Великой Отечественной уже не покидали ее до конца жизни…»
Александр Бологов, г. Псков
Жизнь этих удивительных, в чем-то даже легендарных, людей, полна неслучайных параллелей: оба окончили Ленинградский университет, оба были призваны на фронт, где довелось им увидеть и страшные картины человеческих мук, и примеры достойных, полных высокого благородства, поступков, хватить личного горя, боли, страдания – оба на войне были тяжело ранены.
Однако, самое главное состояло в том, что, вернувшись с войны с ранениями, они не растратили силы духа, воли, человечности. И посвятили свою жизнь созиданию во имя добра и просвещения: Евгений Александрович - «приближению» науки о литературе к студентам - будущим учителям, - а через них - к ученикам школ; а Семен Степанович - «наложению недостающих черт» на мемориальную землю Пушкинского заповедника».
«Подвигом стоит назвать возрождение из небытия и руин Михайловского, Тригорского, Петровского, Святогорского монастырей, усадебных парков и прудов, восстановление в эпоху официального атеизма часовен», говорит о жизни Семена Степановича Гейченко некогда бывший научный сотрудник музея Осиповых-Вульф в Тригорском Галина Симакина.
C.С. Гейченко среди саперов, разминировавших могилу поэта. Май 1944 г.
Действительно, вся жизнь Семена Степановича – это образец исключительно подвижнической жизни, объединенной одной большой темой – «Пушкин в Михайловском».
Но к Пушкину Гейченко «пришёл» не сразу – лишь после войны. Пройдя тяжелыми дорогами Ленинградского, а затем Волховского фронтов. Получив ранение, не совместимое со службой Отечеству…
«Рядовой минометного расчета Семен Гейченко не дошел до Пушкинских гор и не участвовал в боях за нашу святую землю в те страшные годы», но ему довелось участвовать в других боях – за восстановление искореженной, начиненной минами, земли – Святой. Пушкинской.
Он приехал сюда в апреле 1945 – го. Вместо заповедника – пустыня, тишина и рваная рана. Ему, человеку глубоко неравнодушному к родной культуре, было особенно горестно сознавать, в каком плачевном состоянии находилась Пушкинская обитель.
Но шло время, и благодаря его огромному опыту, знаниям, незаурядному организаторскому таланту, неукротимой энергии и жизнелюбию разрушенные фашистами пушкинские места были восстановлены.
Уже в 1947-м, был восстановлен домик няни поэта. А в 1949-м, к 150-летию Пушкина, открыли дом поэта. С тех пор Пушкинский заповедник стал всенародно любимым.
И что удивительно - многие ехали сюда, чтобы воочию увидеть его легендарного хранителя, который день за днем создавал здесь особую атмосферу пушкинского присутствия – паломникам казалось, что Александр Сергеевич где-то рядом, просто ненадолго вышел…
«Бог мне ниспослал жизнь интересную, хотя порой и весьма тяжкую, но уж таков наш век, перевернувший русский мир вверх дном, - говорил Семен Степанович, - Однако без Пушкина жизнь эта была бы еще мучительнее. Если бы я не имел в душе заповедей Пушкина, я бы давно пустил себе пулю в лоб. Он заменил нам поруганные и разоренные храмы, поруганную веру в добро и благодать, его заповеди блаженства заменили нам Христовы заповеди».
Равно как и великий поэт, Семен Степанович оставил нам свое обширное литературно-художественное наследие. Широко известны его издания: «Большой дворец в Петергофе», «Последние Романовы в Петергофе», «А.С. Пушкин в Михайловском», «Приют, сияньем муз одетый», «Пушкиногорье», «В стране, где Сороть голубая» и др. Все они посвящены святым Пушкинским местам - главной радости Семена Степановича и шире – всей его жизни.
Евгения Александровича Маймина, как и Семена Степановича Гейченко, отличала необычайная вера в лучшее – доброе, вечное, справедливое. А его жизнь вобрала в себя множество удивительных событий, единых в своей великой миссии культурного просвещения.
Русская литература стала героем его книг, а ее лучшие представители – олицетворением тех ценностей, которыми руководствовался сам Евгений Александрович в своей собственной жизни.
Прежде всего, это – Александр Сергеевич Пушкин: «Само воплощение поэзии, синоним высокого слова Поэт. Он всегда с нами и в нас. Как небо, как воздух, как земля, о которых мы не часто думаем и вспоминаем, потому что просто не осознаем себя без них, потому что они всегда для нас есть».
Так говорил писатель в своей книге «Пушкин. Жизнь и творчество». И, перелистывая ее, также, как и другие его издания («Опыты литературного анализа», «Русская философская поэзия», «Искусство мыслит образами», «Лев Толстой. Путь писателя», «Афанасий Афанасьевич Фет» и другие) мы понимаем, что Евгений Александрович в определенном смысле является тем самым «воздухом», о котором сам и говорит, только он иного измерения – научно-просветительского. Ведь вся его жизнь была посвящена служению литературоведческой науке.
Однако и Великая Отечественная война, которую ему довелось пережить, не прошла бесследно. В 1989 г. в издательстве «Лениздат» вышла книга его очерков и рассказов «Я помню» - о тех, с кем свела его война или события недавнего времени. К одной из повестей сборника читаем: «Моим товарищам по Великой Отечественной войне…».
Такого Маймина до этой книги читатели еще не знали: он был знаком им по большей части, как автор аналитических книг о литературном процессе, жизни и творчестве классиков русской литературы. Здесь же звучит голос человека, который сполна пережил тяготы военного времени, познал великую ценность жизни, ее быстротечность, важность каждого прожитого мгновения.
Именно поэтому в рассказах писателя так много человечности, чуткости к своим героям: «Е. А. Маймин – по существу лирический, а не эпический писатель, в его единственной книге беллетристики главное содержание – душевные переживания героев» (А. Бологов).
Это же содержание было главенствующим и в годы военной службы. В газете Южного фронта «Красный кавалерист на фронте» находим: «Командир орудия комсомолец-сержант Е. Маймин вёл непрерывный бой с пикирующими самолётами врага под непрерывным огнём артиллерии и автоматов. Под ураганным огнём он заменил санитара и спас жизнь восьми бойцам, вынеся их с поля боя». Впоследствии Е.А. Маймин утверждал, что вынес с поля всего одного бойца. Но и это было трудно, почти невозможно. Великая скромность отличала этого человека, а незаметный героизм – правду и сущность войны, пережитой им. Как у любимого им писателя – Льва Толстого.
Пройдя фронтовыми дорогами артиллерии, морской пехоты, разведки, в августе 1944 года Евгений Александрович получил четвёртое по счёту тяжёлое ранение и был демобилизован как инвалид Отечественной войны.
На следующий год восстановился в Ленинградском университете на филологический факультет, окончил его в 1950, и много лет заведовал кафедрой литературы Псковского государственного педагогического института имени С. М. Кирова.
Псков стал его радостью, его песней, городом профессиональной и творческой судьбы. Его однокурсник М. Г. Качурин писал о том, что Евгений Александрович очень любил «угощать друзей Псковом», по крупинке, не теряя содержания, делиться с каждым своей любовью к его культуре и истории.
Не в этом ли служении прекрасному – в частности - культуре, литературе, музейному делу – и состоит подвижничество этих двух невероятных людей? Людей, которые примером своей профессиональной жизни и личной сопричастности к судьбе родной культуры, показали, что красота и глубина жизни заключается в руках каждого из нас. Важно лишь выбрать правильное направление – согласно велению души и сердца.
Для подготовки материалов использована литература:
- Гейченко Семен Степанович. У Лукоморья: Пушкин - Михайловское: рассказы хранителя Пушкинского заповедника / Гейченко Семен Степанович, Пушкин Александр Сергеевич / С. С. Гейченко. - Санкт-Петербург: [б. и.], 2013 [т.е. 2012]. - 470 с.
- Бологов А. А. Два воина. Семен Степанович Гейченко, Евгений Александрович Маймин // Псковский край в литературе : учебное пособие для студентов вузов / М-во просвещения РФ, Псков. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова, Гл. упр. образования Псков. обл. ; сост. и гл. науч. ред. Н.Л. Вершинина. - Псков : Псковский государственный педагогический институт, 2003. – С. 602-610.
- Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество / Е.А. Маймин. – М., 1982. – 208 с. – (Серия «Литературоведение и языкознание»).
- Маймин Е.А. Я их помню: повесть, рассказы, очерки / Евг. Маймин. – Л., 1989. – 238 с.
- Слинина Э. Его благородная сдержанность воспитывала нас // Псковская губерния: [сайт] / №37 (57) от 20 сентября-26 сентября 2001 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.media/number_57/5.php (Дата обращения: 22.04.2020)
- «Филология как наука и филология как средство воспитания личности не различались в его глазах» - о Евгении Александровиче Маймине // Литературная карта Псковской области – [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://litkarta.pskovlib.ru/teksty/90-filologiya-kak-nauka-i-filologiya-kak-sredstvo-vospitaniya-lichnosti-ne-razlichalis-v-ego-glazakh-o-evgenii-aleksandroviche-majmine (Дата обращения: 23.04.2020)
Продолжение следует…
Материал подготовила Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения