Региональный центр чтения представляет заключительную видео-экспозицию, посвященную псковским писателям-фронтовикам. Героями выпуска стали Елена Николаевна Морозкина и Евгений Павлович Нечаев – войну они прошли в составе артиллерийских войск, а всю послевоенную жизнь связали с Псковской землей.
Автор цикла «Псковские писатели-фронтовики» - Антонина Голубева.
Региональный центр чтения библиотеки представляет заключительную часть из цикла видео-экспозиций, посвященных псковским писателям-фронтовикам. Ее героями стали Елена Николаевна Морозкина и Евгений Павлович Нечаев – войну они прошли в составе артиллерийских войск, а всю послевоенную жизнь связали с Псковской землей.
На первый взгляд, кажется, что в судьбах этих двух людей разного возраста и мировоззрения нет совпадений и каких-либо параллелей. Однако, при более пристальном взгляде в самую суть их профессиональной и литературной деятельности, мы видим, что это – не так. Оба они прошли фронтовыми дорогами в составе артиллерии, которую солдаты Красной Армии называли «богом войны». Оба, вернувшись с войны, посвятили свою жизнь прекрасному служению во имя совести и красоты заповедной Псковской земли: Елена Николаевна – в искусствоведении и поэзии, Евгений Павлович – журналистике и прозе. Оба навсегда познали ценность человеческого участия и радость жизни – простой, самой по себе существующей – дыханием природы, дуновением воздуха, журчанием ручьев – словом, живой, настоящей.
Чудеса,
Коль за окнами сад
И в окошко деревья косят,
И скользнул по околышам книг
Лучик солнца.
И в сердце проник.
(Елена Морозкина)
Путь человеку дается не просто так – он имеет особое предназначение. У Елены Николаевны Морозкиной оно открылось в годы войны: в девятнадцать ушла добровольцем на фронт, служила рядовым в зенитной части. Через всю жизнь пронесла в душе горечь, боль и страдания войны, которую назвала «солдатчиной», отрицающей человеческую личность.
Но при этом – не сдалась, и свою сокровенную мечту стать писателем, воплотила в жизнь: «Волею обстоятельств я окончила строительный институт <> Работала и бегала в МГУ слушать курс лекций по теории литературы, окончила аспирантуру на кафедре истории архитектуры. Диссертация у меня была посвящена зодчеству древнего Пскова. За 10 лет я исходила и изъездила всю Псковщину, обследовала памятники архитектуры. Нашла Крыпецкий монастырь, замечательный архитектурный ансамбль...» (Елена Морозкина).
Эти строки – лишь скромное признание в том, что Елена Морозкина стала блистательным искусствоведом-реставратором, чем спасла множество жемчужин зодчества от разрушения.
Она стала истинным Ангелом-хранителем Пскова, ведь именно благодаря ей мы сейчас можем любоваться замечательным архитектурным ансамблем Крыпецкого монастыря, Покровской башней, храмом Богоявления с Запсковья, собором Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и другими сакральными памятниками Пскова и Псковской области. А ее книги «Псковская земля», «Щит и зодчий: путеводитель по древнему Пскову», поэтические сборники «По Руси», «Распутица», «Осенняя песня» и др. - это живые свидетельства истории и культуры Псковщины, судьбу которой она называла «летописью тревог», тем самым сопрягая свои мысли о ее историческом прошлом с болью за всю Россию.
«Что так привлекает во Пскове? Почему он так завораживает? Почему так бываешь счастлив, когда бредёшь по его улицам, на которых ещё сохранились следы истории? Дивная красота, но красота особенная. Могучая, словно идущая из недр самой земли, из толщи народа; красота тёплая, добрая, радостная. Город полный исторических воспоминаний, о которых говорят сами сооружения, где главное – простота и цельность. Полноправие простых и малых – вот основная идея, выраженная языком искусства. Город, из которого не ушла природа...», - так Елена Морозкина говорит в своей книге «Щит и зодчий».
А мы, постигая смыслы ее превосходных, ценных книг понимаем, что Псков ее – разный: и древний город жемчужных храмов и святынь, и «Псков Пушкина и декабристов, с великолепными парками и остатками усадеб по берега озер», и Псков с могилами героев Гражданской войны – в садике у городской стены, где тихо шепчутся деревья, а рядом покоится прах героев Великой Отечественной войны». И, конечно, Псков – современный, «с кипучей жизнью, с горячим приветливым народом...».
Такой, о котором писал в своей книге «На земле опаленной» Евгений Павлович Нечаев, – еще один псковский фронтовик: «Город... Каким он будет?.. С кривыми, пыльными улочками, глухими заборами, или с широкими асфальтированными магистралями? Заводы... Что они будут выпускать? Веялки и алюминиевые сковородки или сложные автоматы? Один будет институт или несколько?.. Конечно, город будет другим. Он должен быть молодым и жизнерадостным, полным света и воздуха, гостеприимным. И люди в нем будут жить добрые, честные, дружные, работящие... Так должно быть...Так будет...».
Сегодня мы понимаем, что слова этих фронтовиков были символическими – наш древний город прекрасен природой своих заповедных мест.
Евгению Павловичу Нечаеву довелось работать и творить в Пскове уже после войны. Но это никаким образом не умаляет ни его профессиональных заслуг, ни его любви к нашей древней земле.
Будучи офицером, ещё до войны, он прошёл - в составе тяжёлого артиллерийского полка командиром дальнобойной батареи, а затем командиром дивизиона - от Севастополя до Берлина. Был дважды ранен, перенёс тяжёлую контузию. Награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя – Красной Звезды, орденами Отечественной войны и Александра Невского, десятью медалями.
Демобилизовался из армии в звании гвардии подполковника. И всю свою дальнейшую жизнь связал с Псковщиной. Тринадцать лет он работал журналистом в «Псковской правде», после чего четыре года – в Комитете по радиовещанию и телевидению.
Его перу принадлежат повести, романы и рассказы о войне: «О тех, кто защищал Родину», «Батарейцы», «Огнём и колёсами», «Поют ли аисты?», «Рядовой третьей сотни», «Под горой Метелихой», «На земле опалённой», «Люди нашего города». В каждой книге – судьбы простых советских людей, поднявшихся на борьбу с врагом и победивших его. В каждой строке – боль и переживания за древний Псков.
Великая Отечественная война – тяжелая тема, но у Нечаева есть и толика светлого, даже в самые страшные времена он помнил о прекрасном. В романе «На земле опаленной» находим: «Каким маленьким казался тогда сам себе человек в жутком хаосе небывалого камнепада! И как велик он был в самом деле, на какие высоты поднялся теперь! Устоял, выдержал, не упал на колени, совершил невозможное. Он отбросил и растоптал войну, залечил раны родной земли, из руин и пепла возродил города, строит новые, полной грудью вдыхая живительный воздух Отчизны».
Этими словами мы хотим завершить наш разговор о псковских писателях и поэтах-фронтовиках. Их имена всегда будут для нас, псковичей, олицетворением мужества и чести, верности слову и родине. Они оставили нам богатейшее литературно-художественное наследие, в котором каждый сказал свое слово о Великой Отечественной войне. Они оставили нам свои «заветы памяти» …
С наступающим праздником Победы – праздником мира, свободы и радости жизни!
Обращайтесь к творчеству псковских фронтовиков – живой странице истории о тех пылающих огнем фронтовых – пороховых.
Цикл видео-экспозиций о фронтовиках:
Часть I - «Псковские поэты-фронтовики»: три поэта, три воина»: о творчестве Льва Малякова, Игоря Григорьева, Ивана Виноградова. Их объединила война. Она же стала их песней, судьбой, болью.
Часть II - «Псковские писатели-фронтовики»: созидающие жизнь»: о Семене Степановиче Гейченко и Евгении Александровиче Маймине. Их связала война, она же научила их любить жизнь и «творить добро повсеместно» - согласно заветам великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина.
Материал подготовила Голубева Антонина, Региональный центр чтения библиотеки