Центр социальной, деловой и правовой информации представляет второй обзор в рамках виртуального проекта Книжный «АнтиНаркоФест».

Предыдущий обзор «Опиумная война классиков английской литературы» >>>>>>

Напомним, проект приурочен к Международному дню борьбы с наркоманией.

В 2009 году состоялась премьера фильма режиссера Сергея Соловьева «Анна Каренина» с Татьяной Друбич в главной роли. Конечно, зрители вольно и невольно сравнивали новую экранизацию с «канонической» версией Александра Зархи, где роль Анны исполнила Татьяна Самойлова. Многие критиковали игру Друбич и – особенно! – ее возраст, подбор актеров на те или иные роли и актерский ансамбль в целом.

Фильм 2009 года отличает достаточно любопытное режиссерское видение трагедии героини.

Отрывок из интервью с Сергеем Соловьевым:

«– Анна у вас в фильме под конец становится настоящей наркоманкой.

– И это не я сочинил, это было у Толстого! Посмотрите в романе – Анне после родов все время носят «лекарство». Впервые морфин ей дали во время родов как обезболивающее, и именно этот обезболивающий эффект морфина страшно важен. Хотя давно ее боль уже не физическая, а душевная, но она так сильна, что ее невозможно вынести без ложного обезболивающего эффекта наркотика.»

В интернет-обсуждениях зрители недоумевали: неужели это действительно так? Неужели настоящая, «книжная» Анна, Анна Толстого – наркоманка?

О том, что Анна Каренина бросилась под поезд, знают даже те, кто не читал книгу (то, что сцена самоубийства героини – не последняя в романе, знают не все). Те, кто читал, вспомнят фразу: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Вспомнятся губительная слепая страсть, измена нелюбимому мужу, вызов светскому обществу… Все что угодно, только не наркотики.

Что ж, есть повод подойти к книжной полке и взять в руки роман Льва Николаевича. Или прочесть его в электронной библиотеке >>>>>

 

Лев Толстой, конечно, не ставил своей задачей изобразить судьбу женщины, страдающей от морфинизма. Более того, вопрос о том, насколько он понимал, что такое наркомания, остается открытым. Как мы уже упоминали в обзоре «Опиумная война» классиков английской литературы», в XIX веке наркотические вещества считались лекарственными средствами. Такие лекарства были и в домашней аптечке Софьи Андреевны, жены Льва Николаевича. И все-таки на людей, зависимых от этих препаратов, уже обращали внимание.

Газета «Московские ведомости» в ноябре 1879 г. писала: «Каждому из нас, наверное, приходилось видеть между своими знакомыми людей, до такой степени привыкших к морфию, что они без него совершенно не могут обойтись». А художник-баталист Василий Васильевич Верещагин в своих «Воспоминаниях о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.» рассказывал:

«…Сосед-полковник присылал ко мне спросить: каким образом я нашел возможность отстать от морфина, который он никак не мог бросить?

Я отвечал, что, по всей вероятности, так же, как и я, он сумеет отрешиться от этой привычки после, когда будет больше двигаться, когда физическая усталость вместе со стаканом хорошего крепкого вина поможет засыпать без морфина.

…В Париже близкий приятель мой, француз, узнав о том, что мне удалось отделаться от привычки к впрыскиванию морфина, практиковавшегося в продолжение целых двух месяцев, передал просьбу одного из своих знакомых, приходившего в отчаяние от морфиномании своей молодой жены и хотевшего узнать, как, какими средствами можно отучить от ужасной привычки. Одно время, так же, как отчасти и теперь, во французском обществе морфин был в такой моде, что барыни носили на браслетах и других украшениях маленькие серебряные и золотые шпринцовки, которыми дома и в обществе, улучив минуту, делали себе уколы.»

«Анна Каренина» создавалась в 1873-1877 гг. (книга была напечатана в 1878 г.). Пагубная привычка была распространена в аристократических и богемных кругах, и, безусловно, Лев Николаевич мог наблюдать страдающих от нее людей. Как гениальный художник Толстой интуитивно прозрел многое, не осознаваемое на рациональном уровне. Ярко и выпукло, психологически достоверно он рисует зарождение и развитие пристрастия к морфину у Анны.

Вот обманутый муж, Алексей Александрович Каренин, получает от жены телеграмму: «Умираю, прошу, умоляю приехать. Умру с прощением спокойнее». Приехав в Петербург, он застает Анну, накануне родившую от Вронского дочь, на грани жизни и смерти.

«– Боже мой! Боже мой. Когда это кончится? Дайте мне морфину. Доктор! дайте же морфину. О, Боже мой, Боже мой!

И она заметалась на постели

Анна страдает от послеродовых осложнений, известных как «родильная горячка». (Парадоксально, но женщины, получавшие медицинскую помощь, были подвержены риску в большей степени. Инфекция заносилась в организм самими врачами: ни рук, ни инструментов тогда не дезинфицировали.) Консилиум врачей дает Анне лишь один шанс из ста. К морфину прибегают как к обычному в ту пору жаропонижающему и обезболивающему средству. Но неоднократный прием «лекарства» вызывает привыкание.

Алексей Александрович простил неверную жену, над которой нависла угроза смерти. Анна выздоровела и через месяц уехала за границу с Вронским. После путешествия по Италии любовники возвращаются в Петербург, но вскоре им приходится перебраться в деревню. Перед женщиной, поправшей все законы приличия, закрываются двери всех великосветских домов. Вронский выходит в отставку.

Со своей невесткой Долли, приехавшей к ней в гости, Анна обсуждает перспективы устройства своей жизни.

«– Но что же можно? Ничего. Ты говоришь, выйти замуж за Алексея и что я не думаю об этом. Я не думаю об этом!! – повторила она, и краска выступила ей на лицо. Она встала, выпрямила грудь, тяжело вздохнула и стала ходить своею легкою походкой взад и вперед по комнате, изредка останавливаясь. – Я не думаю? Нет дня, часа, когда бы я не думала и не упрекала себя за то, что думаю... потому что мысли об этом могут с ума свести. С ума свести, – повторила она. – Когда я думаю об этом, то я уже не засыпаю без морфина

После этого же разговора с Долли «Анна… вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в нее несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и, выпив и посидев несколько времени неподвижно, успокоенная, с спокойным и веселым духом пошла в спальню.»

 

Изо всех сил Анна старается собой заменить Вронскому весь остальной мир. Она обставляет дом с бьющей в глаза роскошью, пытается заниматься устройством сельской больницы, читает научные книги, словом, старается казаться «передовой». При этом Анна находится в «подвешенном» состоянии. Вронскому она не жена, оскорбленный ее уходом к любовнику Каренин не дает ей развода и возможности видеться с сыном. Можно осуждать Анну и говорить о том, что она своими руками создала положение, в котором оказалась. Но ситуация, в которой живет и действует героиня, от этого не стала менее стрессовой. О службах психологической помощи, консультациях семейных психологов в XIX веке не подозревали. Анна оказалась один на один со своим стрессом. И пыталась снять его с помощью успокоительных средств, содержавших наркотик.

В медицинской литературе утверждается, что морфинисты испытывают беспричинные вспышки гнева и страха, склонны к конфликтам, страдают расстройствами сна. Часто кончают жизнь самоубийством. Для них характерны затрудненное засыпание, прерывистый сон, кошмарные сновидения, вызывающие чувство страха перед наступлением ночи. В связи с этим пациенты прибегают к приему на ночь наркотиков. Все это мы и наблюдаем в «Анне Карениной».

Женщины-наркоманки становятся равнодушными к своим детям. И Толстой с помощью нескольких штрихов показывает, как атрофируется материнское чувство у морфинистки. Вот Анна в детской ее маленькой дочери. Детская оборудована роскошно, по последнему слову тогдашних моды и техники. Здесь и приспособления для обучения ходьбе, и тележечки, выписанные из Англии, и специальный диван для ползания, и качалки, и ванны. Но многодетная мать Долли сразу увидела, «что Анна, кормилица, нянька и ребенок не сжились вместе и что посещение матерью было дело необычное.»

«Анна хотела достать девочке ее игрушку и не могла найти ее. Удивительнее же всего было то, что на вопрос о том, сколько у ней зубов, Анна ошиблась и совсем не знала про два последние зуба.

– Мне иногда тяжело, что я как лишняя здесь, – сказала Анна, выходя из детской и занося свой шлейф, чтобы миновать стоявшие у двери игрушки. – Не то было с первым.»

Напряжение в романе нарастает. Сначала о морфине перед сном упоминается кратко, как бы между прочим. Во второй половине романа слово «морфин» употребляется все чаще. Все больше и больше мысли и действия Анны становятся похожи на бред. В ее сознании путаются сон и явь, реальность и то, что она придумывает сама, воспринимая мир сквозь призму наркотических ощущений. А в конце романа – длинное, в мельчайших подробностях, описание кошмарной ночи, когда Анна «после второго приёма опиума к утру заснула тяжелым неполным сном».

«...И так же как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее...»

«...Вечер прошел счастливо и весело при княжне Варваре, которая жаловалась ему [Вронскому], что Анна без него принимала морфин.

– Что ж делать? Я не могла спать… Мысли мешали. При нем я никогда не принимаю. Почти никогда.»

Анна ревнует Вронского ко всему, чем он занимается, устраивает скандалы по поводу и без повода. Когда он уезжает по необходимым делам (например, на губернские выборы), она посылает телеграммы и записки, требуя вернуться. Ей мерещатся другие женщины, измены… Вронский однажды проговорился о том, что его мать хочет его женитьбы на княжне Сорокиной. И после ссоры с Анной отправился навестить мать.

«...Теперь было все равно: ехать или не ехать в Воздвиженское, получить или не получить от мужа развод – все было ненужно. Нужно было одно – наказать его.
Когда она налила себе обычный прием опиума и подумала о том, что стоило только выпить всю склянку, чтобы умереть, ей показалось это так легко и просто, что она опять с наслаждением стала думать о том, как он будет мучиться, раскаиваться и любить ее память, когда уже будет поздно. Она лежала в постели с открытыми глазами… и живо представляла себе, что он будет чувствовать, когда ее уже не будет и она будет для него только одно воспоминание. «Как мог я сказать ей эти жестокие слова? – будет говорить он. – Как мог я выйти из комнаты, не сказав ей ничего? Но теперь ее уж нет. Она навсегда ушла от нас. Она там…» Вдруг тень ширмы заколебалась, захватила весь карниз, весь потолок, другие тени с другой стороны рванулись ей навстречу; на мгновение тени сбежали, но потом с новой быстротой надвинулись, поколебались, слились, и все стало темно… «Смерть!» – подумала она. И такой ужас нашел на нее, что она долго не могла понять, где она, и долго не могла дрожащими руками найти спички и зажечь другую свечу вместо той, которая догорела и потухла..

Пытаясь добиться раскаяния Вронского, Анна едет за ним на вокзал и внезапно вспоминает момент их знакомства. Тогда на вокзале под поездом погиб сцепщик вагонов. И она бросается под поезд.

«И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла.»

Дарья Александровна Самохина,

заведующая Центром социальной, деловой и правовой информации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество