21 июня 2020 года исполняется 110 лет со дня рождения писателя, поэта, прозаика, журналиста Александра Твардовского. Его имя – неотъемлемая часть нашей культуры, истории, литературы и …совести, поскольку Александр Трифонович – один из немногих советских писателей, кто сказал свое Слово в литературе честно, искренне, не погрешив против ценностей нравственно-этического характера.
Читайте о его судьбе и творчестве в обзоре. Материал публикуется в рамках библиотечной акции «Единый день писателя/поэта – юбиляра».
21 июня 2020 года исполняется 110 лет со дня рождения писателя, поэта, прозаика, журналиста Александра Твардовского. Его имя – неотъемлемая часть нашей культуры, истории, литературы и …совести, поскольку Александр Трифонович – один из немногих советских писателей, кто сказал свое Слово в литературе честно, искренне, не погрешив против ценностей нравственно-этического характера. Чем же уникальны его судьба и творчество? Читайте об этом в нашем творческом обзоре в рамках библиотечной акции «Единый день писателя/поэта – юбиляра».
«…Волнение испытываешь, когда пишешь об Александре Твардовском, великом поэте нашего времени, поэте, чье имя получило полное признание в народе, признание от читателя, едва овладевшего основами русского языка, до такого тонкого ценителя литературы, как Иван Бунин»
(М. Лисянский, поэт)
Когда мы произносим имя Александра Твардовского, невольно вспоминаем Василия Тёркина – героя, который стал олицетворением русского характера с его мужеством и стойкостью, юмором и находчивостью, невероятной силой понимания русской души – ранимой, совестливой, честной. Не таким ли был и сам автор – человек, которого наименовали в литературоведении «колоколом правды»? По признанию Твардовского, «Теркин» был ...моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».
Однако, как известно, изначально Александр Твардовский вошел в литературу автором поэмы «Страна Муравия», посвященной сложному пути крестьянина к новому укладу жизни. Именно эта книга принесла писателю славу, и во многом определила дальнейший путь.
«Во всех тогдашних делах деревни я разбирался порядочно, — не только потому, что сам происходил из деревни, но особенно потому, что все происходившее там в годы «великого перелома» составляло для меня самый острый интерес и задачу жизни» - говорил писатель, тем самым отмечая, что судьба русской деревни, как и русской жизни в целом, стала определяющей для его художественного пути.
«Бог дал ему редкую способность с юности понять русскую народную судьбину - то знание, которое позже станет и глубоким, и всеобъемлющим и поможет поэту показать русского человека в его подлинном виде и на полях величайшей войны, и на невиданных миром стройках, обновивших ледяную, глухоманную Сибирь» (Александр Румянцев, источник цитаты).
Он прошел Великую Отечественную войну, был призван в ряды Красной Армии в 1939 году, участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты.
Именно во время войны он создал поэму «Василий Теркин» (1941 - 45), и почти одновременно с «Теркиным» и стихотворениями «Фронтовой хроники» начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги» (1946). Чуть позже, в 1950 - 60 годы была написана поэма «За далью – даль».
Наряду со стихами Твардовский создавал прозу. В 1947 опубликовал книгу о войне под общим заглавием «Родина и чужбина». Исследовал также и творчество своих собратьев по перу, как критик издал «Статьи и заметки о литературе» (1961), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965), М. Исаковского (1969).
Это был в определенном смысле уникальный человек, и уникальность эта была особого, нравственного характера: «Твардовский великий поэт, чьим голосом в годину подвига и горя говорил народ. Руководитель журнала, который посреди лицемерия и обмана был народной совестью. Все 60-е гг. Твардовский, как Атлант, держал на своих плечах нашу литературу. Ценою жизни втащил в литературу Солженицына, твердо его поддерживал. Боролся с засильем секретарской лжелитературы. Боролся против цензуры, которую назвал пережиточным органом нашей литературы». Так пишет в своей научной работе Баевский Вадим, и его слова – истина, неподвластная течению времени.
Слово, сказанное Твардовским, уникально не только тем, что оно раскрывает национальный характер русского человека, но и воссоздает художественную красоту, богатство, выразительность нашего родного языка.
Твардовский прошел трудную дорогу, но оставил после себя прекрасное творчество, которое любимо русским человеком, несмотря на реалии времени. А иначе и не может быть, ведь оно говорит о ценностях вечного характера – совести, человеческом благородстве, доброте и широте души, простом человеческом сочувствии, и великом счастье быть истинно русским человеком, идущим своим, собственным, путем – проб и ошибок, счастливых открытий и радостных побед…
Кому другому, но поэту
Молчать потомки не дадут.
Его к суровому ответу
Особый вытребует суд.
Я не страшусь суда такого
И, может, жду его давно,
Пускай не мне еще то слово,
Что емче всех, сказать дано.
Мое - от сердца - не на ветер,
Оно в готовности любой:
Я жил, я был - за все на свете
Я отвечаю головой...
(Александр Твардовский)
На сайте Регионального центра чтения представлена виртуальная выставка, посвященная А.Твардовскому
Антонина Голубева, главный специалист Регионального центра чтения