Отдел абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки представляет новый обзор из цикла «Литературный четверг».
Давно стихами говорит Нева
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
С.Я. Маршак
За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Архитектурные ансамбли, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения. Нева играет неоценимую роль в жизни Санкт-Петербурга и стала свидетельницей многих знаменательных страниц его истории, воспета поэтами, художниками, композиторами. Именно с воды открывается «настоящий» Петербург, он совсем по - другому выглядит – будто стоит на пьедестале.
Пленительная прелесть этого города, его белых ночей, его снежных метелей воспета не одним поколением поэтов и писателей. Но в литературе отразился и иной лик Петербурга — города «бедных людей», города «униженных и оскорбленных». Эти два пика города были совсем рядом, и, может быть, именно поэтому многие литераторы воспринимали Петербург как город фантастический, обладавший какой-то тайной. Каждый воспринимал его и относился к нему по своему, по-разному, но всегда ново и интересно.
Предлагаем вам подборку современных художественных произведений, посвященных этому прекрасному городу.
Веллер, М. И. Легенды Невского проспекта / Михаил Веллер. - Москва : АСТ : АСТ МОСКВА, 2008. - 380, [3] с. ; 17. - ISBN 978-5-17-037596-7.
Эта книга — самое смешное (хотя не всегда самое веселое) произведение последнего десятилетия. Потрясающая легкость иронического стиля и соединения сарказма с ностальгией сделали «Легенды Невского проспекта» поистине национальным бестселлером. Сборник считается одним из лучших в творчестве Михаила Веллера. Небольшие повести погружают читателей в атмосферу прошлого века, показывая жизнь такой, какой она была. Многие читатели смогут увидеть в героях самих себя, а описанные ситуации могли происходить с кем-то в реальности. Люди, о которых рассказывает писатель, кажутся живыми и объёмными. Каждая история имеет свою атмосферу, которую автор легко передает с помощью красивого и образного повествования, талантливой игры слов.
В книге можно увидеть массу характеров и судеб. Это жизнь врачей и военных, фарцовщиков, проституток, а также самых обычных людей. С каждым из них происходило что-то весёлое или грустное, что-то мимолетное либо запоминающееся на долгие годы. Особую роль в повествовании играет сам город Ленинград, который современные молодые люди знают, как Санкт-Петербург. Но здесь это именно Ленинград, с той атмосферой 20-го века, с его улочками и достопримечательностями, с особым укладом жизни и мировоззрением людей, проживающих в нём. И после этих рассказов этот город можно увидеть совершенно в ином свете.
Чижова, Е. С. Время женщин : романы / Елена Чижова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 348, [2] с. ; 21. - (Проза: женский род). - ISBN 978-5-17-065697-4.
Прозаик Елена Чижова - коренная петербурженка, автор многих романов, среди которых «Терракотовая старуха», «Орест и сын», «Лавра». В большинстве из них действие происходит в Петербурге, что определяет и атмосферу романов, и психологию героев. Точнее - героинь, ибо Чижова отдает явное предпочтение женским характерам, женским судьбам. Два ее романа – «Лавра» и «Преступница» - вошли в шорт-лист премии «Русский Букер», последний – «Время женщин» - был удостоен этой престижнейшей из наград, переведен на пятнадцать языков и стал финалистом иностранных премий: среднеевропейской «Ангелюс», французской «Россики» и Премии арабских переводчиков (Каир). Он стал литературной основой спектаклей в театре «Современник», БДТ имени Г.А. Товстоногова, Омском театре драмы и Магнитогорском театре им. А.С. Пушкина.
Ленинград, рубеж 1950 –1960-х. Коммуналка, где живут три одинокие старухи «из бывших» — Ариадна, Гликерия и Евдокия. Волей судьбы они становятся самыми близкими людьми для немой девочки, которая «разговаривает» с ними с помощью своих рисунков. О той жизни, о своих бабушках, об ушедшем, но не исчезающем прошлом ведет рассказ выросшая девочка, художница…
В книгу вошел роман «Крошки Цахес». В романе — воспоминания девочки из другой эпохи. Середина 1970-х. Элитарная ленинградская школа. На подмостках школьной сцены ставятся шекспировские трагедии. Кажется, что этот мир высоких страстей совсем не похож на советский, в котором живут учителя, и ученики... Роман получил две литературные премии: «Северная Пальмира» и премию журнала «Звезда».
Рецептер, В. Э. Жизнь и приключения артистов БДТ : гастрол. роман. - Москва : Вагриус, 2005. - 493, [2] с., [8] л. фот. - ISBN 5-475-00096-4.
Творческая биография Владимира Рецептера много лет была связана с БДТ и его создателем Г.А. Товстоноговым. Эта книга — о театре, об актерах, имена которых (И. Смоктуновский, О. Борисов, С. Юрский, О. Басилашвили, П. Луспекаев) вызывают и благоговение, и живейший интерес: какие они, кумиры? Что происходит в закулисье? Успехи и провалы, амбиции и подозрения, страсти и интриги — все как в жизни, но только более емко и выпукло, ведь это — ТЕАТР!!!
Вот как пишет об этом сам автор: «В этой книге ты встретишь фотографии людей, ставших прообразами моих героев. Я не искал им других имен, заставляя мучиться догадками, кто же здесь кто? Тот, кто писал о театре и давал хорошо известным людям придуманные имена, смотрел на них скорее со стороны и, не в пример мне, нимало не двоился. Стало быть, между актерами, которых знал ты, и героями, которые вышли у меня, легко обнаружить опасное сходство… И все-таки, все же…Прошу тебя, как умницу и друга, не путать тех, что на фотографиях, с теми, кого написал я. В жизни все они, конечно, не вполне таковы, как в романе, и если не всегда, то чаще всего значительнее и безупречней…»
Аствацатуров, А. Скунс-камера : [роман] / Андрей Аствацатуров. - Москва : AdMarginem, 2011. - 302, [1] с. - ISBN 978-5-91103-110-7.
Новая книга Андрея Аствацатурова продолжает линию, намеченную им в дебютном романе «Люди в голом». Автор ведет читателя в путешествие по Ленинграду-Петербургу, делая короткие остановки в тех местах, где проходили его детство и юность. Воспоминания переплетаются с жизнью за окном, академические знания становятся частью повседневности.
«Великолепный вид… Этим великолепным видом, который удовлетворит самое горячее любопытство минуты за две, мне пришлось наслаждаться все детство и юность.
Через дорогу, высилось грубое серое здание, громоздкая будка, живое свидетельство вырождения большого имперского стиля – с треугольной крышей, из которой, как из щербатой десны, торчали короткие игрушечные трубы: общежитие для студентов из развивающихся стран, преимущественно африканских. Местные жители прозвали его «обезьянником». Справа от «обезьянника» архитектурная мысль лениво, но планомерно продолжавшая загромождать оцепеневшие пустоши типовыми пятиэтажками, вдруг безо всякой на то причины в середине семидесятых взяла и поставила здание метро. Оно напоминало мне мавзолей на Красной площади. Только тот красный, а оно было серым, как поначалу все здесь вокруг».
Аствацатуров – великолепный рассказчик, «русский Вуди Аллен», чьи короткие скетчи и литературные анекдоты, случаи из жизни и зарисовки с натуры не раз заставят вас рассмеяться.
Макарова, Д. Петербург как предчувствие : шестнадцать месяцев романа с городом : [маленькая история большого приключения] / Дарья Макарова. - Москва : Центрполиграф ; Санкт-Петербург : Русская тройка-СПб, 2013. - 415 с. : ил. ; 21. - ISBN 978-5-227-04388-7.
В любви к Петербургу можно признаться по-разному: стихами, музыкой, созданием визуальных образов. Обращаясь к таким произведениям, человек, неравнодушный к городу, безошибочно угадывает в их авторе своего единомышленника и, более того, брата по крови. И совершенно не важно, где живут эти люди, каковы их возраст или гендерная принадлежность. Книга Даши Макаровой и есть такое признание. Искреннее, радостное, иногда щемящее. Только по-настоящему любящий город человек может назвать петербургское низкое, серое небо уютным. Вдумайтесь, не гнетущим, не унылым, а уютным! Авторское ощущение города свежо, молодо, порой неожиданно и всегда интересно. Приехав в город своей мечты на шестнадцать месяцев, она сумела прожить их настолько насыщенно, что остается только поражаться и завидовать, как многое можно успеть и узнать, если просто захотеть этого. И как общение с городом обогащает!
Книга написана очень непринужденно и свободно. Ее хочется читать, и с ней жалко расставаться. Вместе с автором ты снова идешь по любимым местам, узнаешь каждую деталь и удивляешься, что на нее можно посмотреть совсем непривычным для тебя образом. Люди, которые ощущают город как нечто родное, бесконечно дорогое, читая эту книгу, получат истинное удовольствие, как от встречи с добрым и умным человеком. Не отказывайте себе в этом.
Кураев, М. Н. В зеркале Невы : роман, повести, рассказы / Михаил Кураев. - Санкт-Петербург : Союз писателей Петербурга, 2014. - 734, [1] с. - Библиография: с. 688-722. - ISBN 978-5-4311-0089-5.
Михаил Николаевич Кураев дебютировал как писатель в 1987 г. повестью «Капитан Дикштейн», опубликованной в журнале «Новый мир». В ней Кураев впервые предстал перед читателем тонким стилистом, мастером реалистичного письма, великолепно владеющего сложной интонацией авторской речи. Сочинения автора переведены на 12 иностранных языков; в 1995 г. стал лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга за лучший роман о городе («Зеркало Монтачки»).
Три тома прозы – «В зеркале Невы», «Другие времена», «Другие люди» - включают лучшие произведения писателя, позволяющие читателю пройти вместе с героями Кураева практически весь русский ХХ-й век. Если повесть «Жребий №241» переносит читателя в события Русско-Японской войны начала века, то «Капитан Дикштейн» впервые представил читателю с щемящей достоверностью события Кронштадтского мятежа 1921 года в их трагической полноте. Роман «Саамский заговор» - это уже предвоенное время, горестная история маленького племени и самоотверженных русских интеллигентов, накрытых волной репрессий. «Блок-ада» Кураева стала важной страницей в художественной летописи Ленинградской блокады. «Маленькая семейная тайна», и прелестная, по мнению А. Солженицына, повесть «Золотуха по прозвищу Одышка» - это уже повести о послевоенном Ленинграде, написанные с любовью к его незаметным жителям. В романах «Зеркало Монтачки» и «Похождения Кукуева», многонаселенных и многособытийных, советская эпоха представлена от 20-х годов до 60-х, и далее – в современность.
Следуя традициям петербургской прозы, Кураев выбирает героями своих книг самых обыкновенных наших соотечественников и современников - полковой врач, кочегар линкора, пастухи-саамы, обитатели ленинградских коммунальных квартир, послевоенные школьники, строители, жители заполярных поселков… По признанию самого Кураева, за каждым из его героев стоят реальные живые люди, память о которых он стремится сохранить. Это и есть для нынешнего дня «другие люди», жившие в «другие времена», это живая память о нашей истории, о наших соотечественниках.
Тарновицкий, А. В. Станцуем, красивая? : (Один день Анны Денисовны) : [16+] / Алексей Тарновицкий. - Москва : АСТ, 2014. - 318, [1] с. - (Жанры). - ISBN 978-985-18-3027-1 (Харвест). - ISBN 978-5-17-084061-8 (АСТ).
«— Представь, Анюта, что каждый день — это поездка по железной дороге. Сначала одна станция, потом другая… Станцуем, красивая?
Вот с тех пор Анька и ездит с утра до вечера, танцует, как заведенная».
Ленинград конца 70-х. Анна Соболева – очаровательная молодая женщина, казалось бы, целиком погруженная в советский быт, все-таки хочет настоящей любви. Ведь даже в очереди за мясом думается о чем-то «большом и чистом»... Где же она найдет любовь? На картошке.
«Алексею Тарновицкому подвластны все жанры, но даже для меня, хорошо знающего и любящего его творчество, эта книга стала откровением. Я прочла ее на одном дыхании. Эта такая плотная проза!!! Читать эту книгу – наслаждение!» Екатерина Вильмонт.
Авилов, С. В. Н. Л. (Вера. Надежда. Любовь) : [роман : 16+] / Сергей Авилов. - Санкт-Петербург : Союз писателей Санкт-Петербурга : Геликон Плюс, 2016. - 301, [1] с. ; 21. - ISBN 978-5-93682-691-7.
Начинающий писатель и несостоявшийся музыкант из глубинки приезжает покорять Северную Столицу. За короткое время проживает и «войну» (нападение на улице), и нищету, и любовь (актриса, самая настоящая), и успех (издает книгу). Но город не принимает героя, он вынужден срочно менять что-то в своей новой жизни. Или меняться самому. Динамичность и изысканная простота изложения заставляют читателя сопереживать героям с первых страниц книги.
«Проза Авилова - горька, порой трагична, но в том, что она абсолютно достоверна, сомнений не возникает. Герои Авилова - порой, антигерои. Но мы вместе с автором понимаем, что дело не в алкоголе или беспорядочных связях (это лишь форма отчаяния) - а в отсутствии любви и какой-либо жизненной опоры.
Есть ли надежда? Есть. И Авилов очень точно и талантливо ее обозначает. Надежда - это женская красота, доброта, обостренное ощущение прекрасного мира, окружающего нас. И самое главное - это благородство автора - ни грубость, ни холодное высокомерие ему не свойственны, он душой со своими героями. «Сюжетный двойник» автора, рассказывающий о своих передрягах, тоже - светел, хотя попадает в ситуации весьма рискованные… ну а как же иначе окажешься рядом со своими героями? Всюду - жизнь, и надо ее любить и ценить, и не ждать какой - то другой, идеальной - которой, наверное, не будет никогда. В этом смысл книги Авилова. И мне эта мысль кажется очень мужественной и актуальной» Попов В. Г.
Нечаева, Н. Г. Последний июль декабря : Петербургская мистерия : [роман : 18+] / Наталья Нечаева. - Москва : РИПОЛ классик, 2016. - 337, [2] с. ; 21. - (Город как роман. Мифы и легенды Петербурга). - ISBN 978-5-386-08404-2.
«Великан в зеленоватом старинном мундире, долговязо вышагивающий по ту сторону Невы за стенами Петропавловки, приостановился на мгновение, стащил с черноволосой растрепанной головы смешную растяпистую треуголку, церемонно раскланялся, соглашаясь, и шагнул дальше, сливаясь с такой же высоченной стремительной колокольней. Хозяин. Будет ходить до утра, охранять город. Сколько лет прошло, а он все тревожится. Люди смотрят - собор. И никто не догадывается, что в его тени - Петр. С высоты ему видно все - каждый уголочек, каждого человека. Интересно, когда орел на плечо сел, он испугался? Вряд ли. Ничего не боялся. Иначе не стал бы на болотах строить город. Говорят, орлы тут не водятся. И никогда не водились. Тот, залетный, случился чудом. А город разве не чудо? Может, орлы и сейчас прилетают, только не видит их никто. Не дано. И не орел то был, а дух, знак…»
Роман построен на легендах и былях Петербурга. Противостояние темных и светлых сил, добра и зла, духов света и тьмы, населяющих петербургские земли с незапамятных времен.
Мосты и реки, каналы и канавки, мостки. Дома, проулки. Люди. И люди-призраки. Сфинксы, грифоны, сущности... Санкт-Петербург, как роман. Эхо прошедшей Империи. Мифология Санкт-Петербурга...
Шефнер, В. С. Сестра печали / Вадим Шефнер ; [статья И. С. Кузьмичёва ; примечания М. Б. Демичевой] ; художник Елена Жуковская. - Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2019. - 349, [2] с. : цв. ил. ; 24. - (Серия «Вот как это было»). - Библиогр. в примеч.: с. 336-350. - ISBN 978-5-9268-3008-5.
«Истинно вам говорю: война - Сестра печали, горька вода в колодцах ее... многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту...»
Перед вами трогательное, проникновенное повествование о судьбе поколения, о первой любви, оборванной войной. Оно ярко окрашено личными переживаниями, содержит детали биографии самого писателя, эхо событий его собственной военной судьбы. Это проза поэта.
«Прежде мне почему-то казалось, что хоть на войне и страшно, но все происходит постепеннее, что человек входит в войну как винт. А тут война вбивала меня куда-то, как гвоздь в перегородку. Удар — 22 июня; удар — я в казарме; удар — я в товарном вагоне; удар — я в этой вот траншее. Может быть, еще один удар — и гвоздь выйдет куда-то по ту сторону переборки, где уже ничего нет: ни войны, ни меня».
Тональность повести мягко подчеркивают и иллюстрации, выполненные для настоящего издания Еленой Жуковской. В них и портрет города, который так зримо присутствует на страницах книги, и беззаботная радость юности, и тревожное предчувствие надвигающихся грозных событий, и печать предстоящей неотвратимой разлуки...
Етоев, А. В. Бегство в Египет : петербургские повести / Александр Етоев. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2019. - 475, [3] с. ; 21. - (Азбука-бестселлер) (Русская проза). - ISBN 978-5-389-15920-4.
Книга Александра Етоева повествует о всевозможных бегствах, полетах и прочих неестественных проявлениях человеческого характера, без которых жизнь человека была бы сухой и скучной, как пальма в привокзальном буфете.
В одной из книг Александр Етоев сказал о городе, в котором родился: «Живя почти безвылазно в нём, я сменил столько районов, улиц, домов, квартир, что город, весь, целиком, стал моим вечным домом. Куда ни приду, на какую скамейку в каком угодно сквере, саду ни сяду, везде мне улыбаются тополя, садовые решетки, фонтаны, урны и даже фонари, чувствуют во мне своего, местного, послевоенного ленинградца, помнят меня мальчишкой, знают, что этот не нарисует свастику или бранное слово в подворотне или на стене дома».
Отсюда и второе название книги «Петербургские повести», да простит автору Гоголь такое откровенное воровство. Кто-то спросит наверняка: при чем же тогда Египет? Да при том, что в те времена, о которых рассказывает писатель, «в Египет ходил трамвай – забирался на Египетский мост, немного медлил и проваливался за дома - пирамиды».
В сборник вошли повести и рассказы, объединенные петербургской темой.
Приглашаем на абонемент за книгами!
Ольга Алексеевна Власенко, ведущий библиотекарь отдела абонемента