В актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеки прошла очередная литературно-художественная программа в рамках проекта БиблиоТеатр «Прямая Речь» - «Иосиф Бродский. Гость времени».
Автор сценария и ведущая – заведующая Региональным центром чтения Нина Яковлева. Стихи Бродского читали актёры Академического театра драмы им. А.С. Пушкина – заслуженный артист России Виктор Яковлев и Наталия Петрова.
Есть поэты, строки которых останавливают дыхание, чтобы следом вздохнуть полной грудью. Как трудно рассказ о Бродском уложить в часовую программу!.. Ведь через Бродского слышишь эпоху, его поэзией мы рассказываем об этом времени.
Он родился 24 мая 1940 года, когда на берегах Невы, в Ленинграде, буйствовала сирень, а счастливые родители Александр и Мария думали, мечтали и желали своему долгожданному первенцу света, солнца и добра. Отец, Александр Иванович Бродский (1903—1984), был военным фотокорреспондентом, вернулся с войны в 1948 году и поступил на работу в фотолабораторию Военно-Морского музея. В 1950 году демобилизован, после этого работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905—1983 - бухгалтер.
Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, затем — послевоенная бедность и теснота. Эстетические взгляды Бродского формировались в Ленинграде сороковых и пятидесятых. Неоклассическая архитектура, сильно пострадавшая во время бомбёжек, бесконечные перспективы петербургских окраин, вода, множественность отражений, — мотивы, связанные с этими впечатлениями его детства и юношества, - все это полноценно преобразилось в его творчестве.
Философско-эстетические взгляды Иосифа Бродского формировались благодаря самообразованию, творческому окружению. В 1959 году знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой. 14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького с участием А. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского, В. А. Сосноры. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал. В августе 1961 года в Комарово Евгений Рейн знакомит Бродского с Анной Ахматовой. Анна Андреевна осознавала талант Бродского, и когда началась постыдная травля поэта, пророчески изрекла: «Какую биографию делают нашему рыжему!..». После смерти Ахматовой в 1966 году Иосиф становится одним из «ахматовских сирот». В 1962 году во время поездки в Псков он знакомится с Н. Я. Мандельштам, а в 1963 году у Ахматовой — с Лидией Чуковской.
В Нобелевской речи в 1987 года он будет говорить о поэзии, литературе в целом, о великом ее назначении. «Пишущий стихотворение пишет его, прежде всего потому, что стихосложение колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса… Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».
Исследователь творчества поэта Валентина Полухина:
Язык этого гения Бродского это тот язык, на котором говорила я, на котором говорила вся наша страна XX века, это тот русский поэтический язык, который он расширил, впустил народные диалекты. Он говорил, что пока существует русский язык, великая литература неизбежна.
И на сегодняшний день Бродский остается популярным поэтом. И потому что он – уникален, и потому что Бродский существует в главной общественной эмоции – одиночество. Ведь мы живем в век тотальной атомизации, век одиночества.
Бессмертия у смерти не прошу.
Испуганный, возлюбленный и нищий, -
но с каждым днем я прожитым дышу
уверенней, и сладостней, и чище.
Нина Яковлева,
Региональный центр чтения